Мониторинг здоровья ребенка

Мониторинг здоровья ребенка — одна из первостепенных задач в образовательных учреждениях. Ведется регулярный контроль здоровья различных возрастных групп. данные обобщаются и используются для организации профилактических мероприятий и просвещения населения.

Государство, в лице системы здравоохранения и образования, осуществляет контроль над здоровьем детей и подростков. Информация о состоянии здоровья собирается для принятия решений и разработки мероприятий по укреплению здоровья населения.

Сопровождение начинается на этапе беременности в женской консультации, будущая мама сдает необходимые анализы и проходит обследования, чтобы снизить риск развития патологий.

Медицинское наблюдение за здоровьем детей

В роддоме состояние новорожденного малыша оценивает неонатолог, матери даются рекомендации по уходу, затем ведется патронаж младенца медицинской сестрой на дому. Дети до года проходят рекомендованные осмотры у врачей-специалистов и делают профилактические прививки до поступления в ДОУ.

Все случаи заболеваемости и отклонения в развитии фиксируются в медицинской документации и карте ребенка. В зависимости от наличия заболеваний, ребенок относится к определенной группе здоровья.

Система мониторинга здоровья дошкольников в ДОУ

Мониторинг здоровья детей
Здоровье детей, наравне с образованием, является ведущим направлением контроля в детских учреждениях. Благодаря мониторингу здоровья воспитанников и учащихся, становится возможным:

  • диагностика заболеваний на ранней стадии и своевременное эффективное лечение;
  • снижение уровня распространения инфекционных болезней в детских коллективах;
  • оптимизация процесса образования в соответствии с закономерностями возрастного развития и потребностями растущего организма;
  • разработка и включение мер профилактики в образовательную деятельность.

Мониторинг здоровья ребенка — задачи:

  1. Выявить связи между состоянием физического развития детей и молодежи, и негативными факторами среды
  2. Составить прогноз показателей и факторов риска здоровья детей и подростков
  3. Определить факторы, которые оказывают негативное влияние
  4. Систематизировать статистическую информацию и на ее основе разработать решения о мероприятиях, укрепляющих здоровье

Почему же здоровье ставится во главу угла? Это направление в развитии дошкольников. В детском и подростковом возрасте формируются все системы и органы.

При возникновении сбоев своевременное медицинское вмешательство помогает устранить и компенсировать нарушения физического развития и здоровья до уровня нормального функционирования. В результате, ребенок успешно осваивает программу согласно возрасту и становится полноценным членом общества.

Мониторинг здоровья ребенка предполагает ежедневный  осмотр детей медицинским персоналом, поступающих в детские учреждения. Если у ребенка найдены признаки болезни (повышенная температура тела, насморк, кашель, рвота, боли в животе, понос, подозрение на педикулез или чесотку), он изолируется от других детей до его передачи родителям. Дальнейшее его посещение учреждения возможно только при наличии справки о здоровье от врача.

Помимо ежедневного осмотра при достижении детьми установленного возраста проводятся плановые медицинские осмотры воспитанников врачами-специалистами по календарю профилактических осмотров.

Все анализы и медицинские обследования проводятся с информированного согласия родителей и других ответственных за ребенка лиц. Данные о посещаемости, пропусках, в том числе по болезни и характере заболевания вносятся в сводные таблицы, затем анализируются.

Отслеживание заболеваемости детей в ДОУ важно для предотвращения распространения детских инфекций. Своевременное установление карантина помогает снизить масштабы эпидемии и ограничить ее очаг.

Сведения об инфекционных заболеваниях и наличия карантина из поликлиники незамедлительно передаются в ОУ, где принимаются меры по ограничению контактов воспитанников группы с другими группами (физкультурные и музыкальные занятия проводятся в группе, а не в общих помещениях), дополнительной дезинфекции помещения и игрушек.
Здоровье ребенка

Ведение мониторинга здоровья детей и подростков

Перед началом учебного года учащиеся проходят обязательный медицинский осмотр после летних каникул. Измеряются физические показатели роста и развития ребенка, результаты заносятся в медицинскую карту. Исследуются симптомы педикулеза и паразитарных инфекций. Только после этих мероприятий ребенок допускается к обучению в ОУ.

Ежегодно в ОУ организуется обследование детей и подростков на наличие туберкулиновой инфекции (реакция Манту) в связи с высоким эпидемическим порогом, в особенности в больших городах.

Частая заболеваемость характерна для детей, начинающих посещать детские образовательные учреждения. Их слабый иммунитет сталкивается с огромным количеством новых вирусов и инфекций.

Помимо этого, они переживают расставание со значимыми взрослыми, необходимость следования режимным моментам и групповым правилам, сталкиваются с агрессией других детей, что доставляет им множество негативных переживаний и ослабляет их физически.

Последствия частых и длительных заболеваний детей младшего возраста проявляются и в слабой подготовке к утренникам. Ребенок из-за систематического отсутствия не успевает выучить танец или песню, теряется в общем действии, демонстрирует признаки дезадаптации в коллективе.

Важно повышать уровень социальной ответственности у родителей, которые, несмотря на признаки заболевания ребенка, ведут его в детский сад. Даже находясь непродолжительное время в группе, он успевает заразить других детей. Быстрое инфицирование объясняется тесными контактами детей друг с другом и игрушками.

В образовательных учреждениях тщательно проводится мониторинг состояния здоровья детей и молодежи, чтобы выявить уровень заболеваемости, установить их причины, разработать и ввести в практику эффективные профилактические оздоровительные мероприятия.
Контроль здоровья детей

Меры профилактики в ДОУ и группы коррекционной направленности

В учреждениях дошкольного образования мерами профилактики служат четкое соблюдение режима дня, прогулки, комплексное питание, гигиенические навыки, закаливание и зарядка. В группах оздоровительной направленности для детей, имеющих хронические заболевания или общую соматическую ослабленность, вводятся дополнительные процедуры, например, кислородные коктейли, бассейн, занятия с логопедом и психологом, дополнительные нормативы питания и др.

Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, задержкой психического и речевого развития, имеющие аллергические заболевания могут посещать детские сады специализированной направленности.

Мониторинг здоровья ребенка

Для отбора детей в соответствующие группы организуются медико-педагогические комиссии. На основании представленных документов с указанным медицинским диагнозом и осмотра ребенка принимается решение о зачислении воспитанника в группу оздоровительной, логопедической или коррекционной направленности.

Родители своих детей и подростков уделяют меньшее внимания для  развития физического здоровья, так как делают основной упор на обучение и нравственное воспитание, переводя акцент с соматических проявлений на социальные. Профилактические медицинские осмотры увеличивают шанс диагностировать заболевания в старшем школьном возрасте.

Мониторинг здоровья детей старшего дошкольного возраста

Школьное обучение сопряжено с большими нагрузками на зрение, опорно-двигательный аппарат, умственные процессы и психоэмоциональный фон ребенка. Ограничивается подвижность, меняется и режим питания. Мониторинг  здоровья ребенка дошкольника и его физического развития — важнейший показатель по которому будет складываться их дальнейшая жизнедеятельность. Поэтому перед поступлением в школу дети проходят медицинский осмотр у хирурга, ортопеда, окулиста, невролога, снимается кардиограмма и делается УЗИ брюшной полости.

В образовательной программе старшего дошкольного возраста делается упор на подготовку к школе, коррекцию логопедических нарушений. Идет тренировка модели поведения на уроках. В этом возрасте особенно важно регулярное посещение ДОУ.

Групповая форма обучения предполагает поэтапное усвоение знаний каждым ребенком в составе класса. Если дети постоянно пропускают занятия по причине болезни, у них образуются пробелы в знаниях, которые мешают им тянуть программу дальше.

Системы и органы в детском организме подвержены изменениям в процессе роста. При благоприятном течении, своевременном лечении, соблюдении профилактических мер многие детские заболевания компенсируются, и функционирование системы отлаживается в здоровом направлении.

Вместе с тем, не все системы формируются координировано, какие-то могут запаздывать, при резких скачках роста других, и их работа нарушается. Поэтому в детском возрасте необходим регулярный мониторинг здоровья ребенка.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *