Основные виды занятий с детьми

Существует множество способов развить навыки и научить чему-то новому ребенка. Опытные педагоги постоянно экспериментируют, на практике проверяя разные виды занятий с детьми. 

Почему так много занятий педагоги стараются придумывать для детей? Чтобы ребенок не терял интерес и эффект новизны на каждом занятии. Чтобы он смог смотреть на что-то единое под разными углами, воспринимал мир ярче и расширял свой кругозор. Итак, какие виды занятий с детьми существуют и применяются на практике.

Виды занятий с детьми в детском саду

Садики, ориентированные на современные стандарты образования вообще не признают саму идею занятий. Для них любое занятие с детьми дошкольного возраста воплощается в интересную, продуктивную деятельность.

Задача педагога — ненавязчиво инициировать эту деятельность и направить детей в нужном направлении. Не довлеть над ними, а помогать; не указывать, но поддерживать.

Тем не менее, даже подобные «свободные» занятия четко планируются, и, хотя педагогу зачастую приходится по ходу занятия импровизировать, реагируя на неожиданные предложения детей и ход «не по сценарию», он все-таки создает план и основную идею занятия. Какие же виды занятий проводятся с детьми в детском саду? Самый продуктивный вид занятия – это тот, что поддерживает у детей живой интерес, то есть игра. Вот некоторые примеры:

Тематическое занятие

В детских садах существует календарно-тематический план, с помощью которого все виды занятий с детьми (художественные, музыкальные, физкультурные и т.д.) проводятся в соответствии с тематикой, чтобы ребенок получил наиболее полные знание по данной теме. Например, тема недели – «Здоровый образ жизни».

Педагог заранее готовит куклу, собирает детей и сообщает им что кукла заболела. Что надо сделать, чтобы её вылечить? Ребята вспоминают свой опыт, отвечают. Куклу успешно «лечат» и она здорова. Ребята, давайте дадим нашей куколке рекомендации, что она должна делать, чтобы не болеть? Дети сами называют все, что знают про профилактику заболеваний. После выслушанных ответов воспитатель информирует о новых способах быть здоровым.

Занятие идет в свободной форме, в виде игры, но на самом деле дети слушают и запоминают слова педагога, потому что заинтересованы в том, чтобы котенок «не болел». Все занятие строится вокруг одной проблемы и обязанность воспитателя — дать детям возможность проявить инициативу и блеснуть знаниями, педагог ни в коем случае не должен давать детям готовые знания, не выслушав их ответы.

Коллективное творческое дело

Это такие виды занятий, при которых дети дошкольного возраста создают общую творческую работу. В начале занятия педагог предлагает, например, пригласить лето посреди зимы. И снова ждет ответы детей, как это можно сделать. Обычно дети называют то, чего ждет от них воспитатель – сделать аппликацию или рисунок.

Можно объединить эти виды творчества. Далее, каждый ребенок воссоздает кусочек лета, кто-то вырезает бабочек из цветной бумаги, кто-то рисует травку, небо или делает птичку из оригами и т.д. В итоге получается красочный общий холст, над которым потрудился каждый ребенок.

Комплексное занятие

Это занятие, проводящееся с детьми дошкольного возраста и объединяющее в себе несколько видов занятий: литературное, изобразительное, физкультурное, музыкальное и т.д.

Положительное влияние спорно. Если для деток младших групп (до 4-5 лет) – этот вид занятий подходит из-за неспособности малышей долго концентрироваться на чем-то одном, то для старших групп комплексные занятия не оказывают должного развивающего действия — на каждую деятельность отводится краткий отрезок времени, в который дети, зачастую не укладываются. Получается эффект «галопа по европам».

Занятие-эксперимент

Дети всегда охотно и с интересом откликаются на такие занятия. Ведь это так интересно – провести собственный эксперимент! В конце такого занятия дети должны дать четкий вывод произошедшего, ответить на главный заданный вопрос в начале.

Например, работа с микроскопом и песчинкой, камушком, капелькой воды. Археологические раскопки из песочницы, различные эксперименты с воздухом, физические и химические опыты.

Занятие-путешествие

Проводится в стенах детского сада или в прогулочной зоне. Детки могут путешествовать по саду, посещая различные кабинеты и получая информацию о работе сотрудников: прачечной кухни, административного персонала, посещая другие группы и знакомясь с новыми детьми.

Виды занятий с детьми

Виды занятий в игровой форме

Идеальное занятие для детей дошкольного возраста – это то, что проводится в форме игры.

  • Занятие-сказка.
    Дети выполняют все задания по сюжету выбранной сказки – определяют героев, рисуют декорации, выбирают вместе со взрослым музыку, репетируют роли.
  • Занятие-игра.
    Взрослый предлагает ребенку построить вместе домик для котенка или обустроить кухню, открыть магазинчик или поиграть в нестареющие «дочки-матери». Чтобы развить речь ребенка можно устроить аукцион: кто о выбранной вещи расскажет больше и точнее, тот ее и приобретает. В детской игре только доля игры, остальное – тренировка умений, которые понадобятся во взрослой жизни.

Игра в школу, в космонавтов, в художников и т.д. По сути, это ролевые игры, в которых ребенок перевоплощается в выбранного персонажа и, войдя в образ, приобретает новые знания, умения и навыки. Особенно широко такие занятия практикуются в различных кружках.

Занятия с детьми с задержками развития

Для детей с задержками психического развития существуют определенные программы по коррекции проблемы. Обычно, они подбираются индивидуально под конкретного ребенка и, на основе диагностики, строится образовательный маршрут.

Главное при реализации любой программы – создать для ребенка благоприятные условия для развития. Ему должно быть комфортно заниматься с педагогом и играть в развивающей среде.

Детям с задержками развития полезно играть с бросовым, природным материалом: желудями, камешками, песком. Полезны простейшие, но развивающие игрушки: кубики, пирамидки, книжки-малышки с тактильными страничками. Важны физкультурные занятия. Чем лучше ребенок чувствует свое тело – тем больше он его контролирует.
Занятия с детьми с нарушениями развития

Нестандартные занятия

Обычные виды занятий с детьми старше 5 лет особый интерес не вызывают. Они воспринимают их как рутину, навязываемую взрослыми. Но если они понимают, что предлагается что-то оригинальное, нестандартное, их интерес разгорается вновь.

Примеры занятий:

  1. Игра-квест. Квест интересен даже взрослым. Это игра-поиск, на каждом отрезке которой находится подсказка, в каком направлении двигаться дальше. В конце надо отыскать спрятанное. Главное, что предлагает квест – это научиться думать, быстро принимать решения, действовать всей команде слаженно и находить компромиссы. Можно предложить детям поиграть в квест по поиску сокровищ, квест по странам мира, или квест по сказкам. На каждой остановке дети выполняют задание и двигаются дальше, и так до конца.
  2. Занятие-пресс-конференция. Суть этого занятия проста: дети, играя в журналистов, обсуждают определенную проблему или вопрос в форме пресс-конференции. Выбирается пара человек из детей, сведущих в каком-либо вопросе – это будут эксперты, остальные детки будут журналистами. Задача журналистов – расспросить экспертов о проблеме, а экспертов – ответить максимально подробно. Участвуют только дети, взрослый действует скорее как модератор беседы, чем наставник.
  3. Занятие-конкурс. Подойдет для детей старше 6 лет. Дети делятся на две команды, выбирается в каждой капитан и по примеру игры «Брейн Ринг» или «Что? Где? Когда?» проводятся интеллектуальные испытания.

Виды занятий с детьми

Нестандартные занятия с детьми в семье

Если вы хотите разнообразить деятельность ребенка дома – используйте нестандартные варианты.
Например:

  1. научите ребенка интересно сервировать стол, сделав из сырных шариков снеговика или «виноградную» гусеницу
  2. Научить ребенка читать легко, если использовать диафильм, а подтянуть логическое мышление и счет помогут настольные игры и собирание пазлов на скорость
  3. Приобретите наборы юного фокусника или химика, пусть ребенок развивает мелкую моторику

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Кто-то это делает плавно и ровно, а кто-то – скачкообразно, поэтому судить о способностях ребенка, когда ему только два — неверно.

Виды занятий с детьми в детском саду, в кружках и дома дают возможность отследить уровень знаний ребенка, не упустить моменты для коррекции программы и выявить одаренность и талант. Главное – не перегружать ребенка, сделать процесс занятий приятным и помнить, что ведущий вид деятельности детей от 3 до 7 лет – это игра.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *