Воспитание культуры поведения у детей

Для воспитания детей важна культура поведения. Культурные нормы позволяют наладить отношения с окружающими, выглядеть опрятно, быть деликатным.

Воспитание у детей культуры поведения преследует цель научить их стандартам взаимодействия в социуме. Культура поведения зарождается в семейном климате, развитие продолжается в дошкольном учреждении, школе.

В понятие входит отношение к человеку, труду, знание обслуживания в бытовой сфере. Закладывается воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, но и в других возрастных категориях нормы продолжают усваиваться.

В прививании культурных правил необходим пример взрослого, именно образец коммуникации с другими людьми становится привычным инструментом взаимодействия.

Что такое культура поведения

В определение входит определенный образец действий и жизни. Его принимают в обществе за стандарт. В социуме существуют определенные стандарты, которые нужны человеку для развития и коммуникации.
культура поведения у детей

Культура поведения — это соблюдение важных правил человеческого общения.

Культурный стандарт нужен для хорошего взаимодействия с окружающими, он обеспечивает душевный комфорт и улучшает отношения. Первые образцы по воспитанию культуры поведения идут от семейной ячейки, в дальнейшем они получают опыт от воспитателей и других значимых взрослых. Воспитание у детей культуры поведения имеет определенные пункты:

  • Культура коммуникации;
  • Культура деятельности;
  • Бытовые-гигиенические привычки.

Формирование культуры деятельности происходит во время игровых развлечений, трудовых заданий. Взрослый показывает малышам, что нужно заботливо относиться к материальным предметам, книжной продукции. Важно учить доводить начатые трудовые действия до конца.

В воспитании культуры поведения у детей — младшей группы необходимо учитывать и их деятельность, главным можно назвать —  развитие навыков самоорганизации. Она позволяет с течением времени взросления ребенка организовывать свою деятельность, планировать действия, оценить результат.

Воспитание культуры общения происходит во время коммуникации с взрослыми, сверстниками. Важно показывать пример доброжелательного поведения, основ вежливого обращения. Имеет значение словарный запас воспитателя, разнообразие коммуникативных приемов.

Культура гигиены предусматривает навык содержания в опрятности частей тела, элементов одежды, рабочего места. Этикет за столом относят к гигиеническим умениям, нужно воспитывать почтительность к сидящим за столом, тем кто готовил еду.

Показатели культуры поведения

Начало формирования у детей культуры поведения желательно начинать с дошкольников. Именно этот возраст позволяет строить первые коммуникативные действия с ровесниками и взрослыми, появляется осознанность действий.
Культура поведения
Показатели культурного поведения заключаются в следующем:

  1. Воспитание аккуратности во внешнем виде. Воспитательный процесс позволяет предупреждать проявления неряшливости, закрепляется желание быть аккуратным и опрятным.
  2. Манера держаться за столом. Обучение пользование столовыми приборами, тщательному пережевыванию пищи.
  3. Общение с ровесниками. Обучение умению высказать свою просьбу. Значимый взрослый знакомит с образцами коммуникации, а также умению сказать «нет». Правила позволяют выбрать нужные примеры поведения в сложной ситуации.
  4. Вежливость. Вежливое поведение отличает хорошие манеры и тактичность. Хорошо, если у ребят есть пример искренней доброжелательной вежливости.
  5. Деликатность. Воспитанию культуры поведения детей нужно уделять внимание, основы деликатности формируются с ранних лет. Деликатный человек не задаст неприятный вопрос, не допустит насмешек над окружающими, извинится на неудобство.
  6. Нравственность. Показатель воспитания детей – нравственный стержень способностей. Нравственное восприятие жизни считается основой культуры, направляющая детскую активность на познание норм коммуникации и поступков.

Культура поведения в разных возрастных группах

В разных возрастных группах культура поведения является неотъемлемой составляющей повседневной жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание культуры поведения

Культура поведения в младшей дошкольной группе

У трехлетних малышей важно учитывать индивидуальные черты характера. Воспитателю, родителю нужно добиваться доверия, именно оно служит мостиком коммуникации с ребятами.

Трехлетки испытывают постоянную потребность во взаимодействии с взрослыми. Взрослый использует это естественное желание для формирования умения принимать еду, спать по режиму, одеваться. С данного этапа детки могут выполнять простые процедуры по самообслуживанию.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста младшей группы нужно сделать доступным, интересным, наглядным. Весь процесс должен строиться в игровом ключе. Взрослому также необходимо учитывать стремление детей к самостоятельности.

В этом возрасте детям нравится многократное повторение – причесывание, умывание, одевание. Трехлеткам не надоедает каждый день повторять выученные действия. Новые навыки дети переносят в игру.

Пример: девочки часто играют в уборку, моют посуду, учат кукол мыть руки.

Очень действенно поощрение, положительный эмоциональный настрой. Но стоит учитывать, что обучение не должно быть длительным. Внимание младших дошкольников быстро рассеивается.

На четвертом году жизни работа по воспитанию культурных навыков усложняется. В этот период происходит обучение вежливой коммуникации, организованному поведению. Игры-занятия усложняются, учитывается ранний опыт ребенка. Остается актуальными упражнения игрового характера. Подходит для обучения кукольный театр, слайды, проигрывание сценок из реальности.

Пример:Матрешка приходит в гости к малышам. Она здоровается, учит с детьми другие вежливые слова. Дети любят отрицательных героев, можно противопоставить Матрешке грубого Скомороха.

Игровые занятия сочетаются с практическими упражнениями. Взрослый показывает на своем примере, как правильно чистить зубы, умываться, складывать одежду.

Культура поведения в старшей дошкольной группе

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста расширяется. Интересы 5-6 летних ребят становятся разносторонними. С этого возраста можно начинать обучение взаимоотношениям, формированию нравственных устоев. Начинается подготовка к оценке труда взрослых, дошкольники активно интересуются коммуникативными примерами и реальными жизненными историями.

В шесть лет старший дошкольник желает быть полезным, стоит использовать стремление в формировании культурных навыков. Педагогический процесс строится на обучении доброжелательному общению, прототипами могут служить известные персонажи из сказок и любимых книг. В воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста входят хорошие отношения в коллективе ровесников.

Хорошим методом для обучения становится этический разговор, эффективны реальные эпизоды. Жизненные примеры позволяют оценить поступки, дать им оценку, полезно обсудить с дошкольниками сложные факты и примеры. Подобные беседы позволяют дошкольникам ориентироваться в сложных ситуациях и поступать согласно закрепленным правилам.

Перед школой важно закрепить нравственные образы о проявлениях в обществе. Неподготовленные первоклассники часто страдают от неаккуратности, не понимают правила коммуникации в коллективе.

Способы воспитания культуры поведения

Культура поведения
Исследование дошкольного возраста показывает, что ребятам интересно обучение, поданное в игровом виде. Этот факт полезно использовать педагогическим работникам и родителям. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста происходит также с учетом желания познавать новое во время игровых развлечений.

Отношение детей правилам поведения формируется с помощью чтения любимых книг. Нужно обсуждать с детьми прочитанное произведение, давать оценку героям.

Детский дошкольный возраст восприимчив к ролевым играм или как их ещё называют играм-занятиям, которые показывают мир взрослых. Им нравится играть в магазин, школу. Ребенок позитивно оценивает события, происходящие вокруг него. Популярны среди ребят сценки с разыгрыванием различных ситуаций.

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста должно строиться с учетом индивидуальных черт характера. Образование без учета личности будет неэффективным. Нормы поведения позволяют лучше ориентироваться в окружающем пространстве, это важный пласт воспитания.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *