Виды деятельности в развитии детей

Развитие детей тесно связано с ведущей деятельностью. Виды деятельности в развитии ребенка на каждом этапе меняются, их важность определяется его взрослением.

На каждом возрастном этапе у ребенка преобладает определенный вид деятельности. Ведущая деятельность оказывает сильное воздействие на психическое развитие. Зная основную деятельность, родители могут помогать чаду улучшать новые навыки и не требовать от него трудновыполнимых вещей. Педагоги всего мира считают, что лучшее обучение — в развитии.

Влияние деятельности на развитие

Ребенок растет и постепенно переходит от простых действий к более осмысленным. Любые манипуляции оказывают формирование на личность. Ведущая деятельность определяет психическое изменение, возникновение новых умений и интересов.
Деятельность детей по возрастам
Деятельность можно обозначить по трем признакам:

  1. У сына или дочери возникают новые грани познания окружающего мира.
  2. Перестраиваются отдельные психические функции.
  3. От деятельности зависит видимый рост личности.

Виды деятельности в развитии ребенка имеют свою структуру, на разных стадиях развития можно выделить несколько значимых этапов.

  • От рождения до одного года — прямой коммуникативный контакт со значимыми взрослыми;
  • После года до трех лет — предметная деятельность;
  • После трех лет и до семи лет — игровая деятельность;
  • От семи до одиннадцати лет — обучение;
  • От одиннадцати до пятнадцати лет — коммуникативная.

Важные виды деятельности направленные на развитие детей — это игра, обучение и труд.
Можно разделить Виды деятельности в развитии ребенка по направленности. К ним относятся:

  1. Познавательная;
  2. Общественная;
  3. Художественная;
  4. Спортивная;
  5. Техническая.

Установлено, что в любом возрасте один из видов деятельности выходит на первый план и становится ведущим. От рождения и до поступления в школу сменяется три деятельности. Если пропущена хотя бы одна, то ребенок не получает нужного элемента роста, страдает развитие что приводит к сложным нарушениям.

Деятельность в младенческом возрасте

После рождения малыша окружают близкие люди. Если оставить младенца одного, то он не проживет без заботы и ухода взрослых. Для младенца очень важен тактильный контакт, крохе нужно прикосновение мамы, проглаживания. Немаловажным является и общение. Для нормального развития с малышом нужно вести разговоры, улыбаться ему, брать на руки. Уже в 1,5-2 месяца грудничок активно реагирует на близкого человека двигательным оживлением.
Деятельность детей
У младенца ведущим становится эмоциональное общение. Младенцы, которые испытывают недостаток прикосновения и общения отстают в развитии. Это заметили специалисты в годы второй мировой войны.

Много детей оставалось без взрослых, они попадали в Дома малютки, где ощущалась нехватка персонала. Дети были обеспечены питанием, но процент смертности был высок, к тому же дети плохо развивались. Только налаживание общения с малышами позволяло исправить недостатки роста.

Коммуникация остается главным источником развития на всех этапах. Лишь общение помогает понять человеческую речь, с помощью взрослых ребенок познает окружающий мир.

Ведущий вид деятельности в разных возрастных группах

От года до трех

В это время важным становится предметная деятельность. Ранний возраст открывает ребенку возможности различных действий и предметов, он активно интересуется всем новым. Границы его мира расширяются.

У детей начинается освоение предметной игры, появляются попытки рисования, танцев, к тому же это возраст активного подражания взрослым. Именно в игровой деятельности складываются благоприятные процессы для формирования частных психических процессов.

С трех до шести

Игровая деятельность начинает доминировать именно в этом возрастном периоде. На первый план выступает сюжетно-ролевая игра. С помощью нее дети знакомятся с разными профессиями, строят отношения, выбирают для себя интересные роли.

Если до трех лет интересы были ограничены предметами, то по мере взросления на первый план выступают все более сложные игры, позволяющие узнавать мир человеческого общения.

С 6 до 11 лет

Возраст подразумевает поход в школу, учебная деятельность становится ведущей для младших школьников. Это время освоения различных понятий, областей, дети начинают ориентироваться в реальном мире, строить отношения с учителем, коллективом, активно познавать новые процессы.

Младший школьный этап взросления считается апогеем детства. Постепенно утрачивается детская непосредственность, начинает формироваться логическое мышление.

Учение становится главной деятельностью, причем оно может не совпадать со школьным обучением. Если школьное образование учитывает индивидуальные характеристики, то многие стадии адаптации к обучению проходят легко. Психолог Д.Б. Эльконин так описывал учебную деятельность:

  1. Мотивация учения. Совокупность поводов, толкающих детей учиться. Мотивация придает ребенку смысл для учебы.
  2. Учебная задача. Дети осваивают порядок действия, выполняя определенные задания.
  3. Учебные действия. Ученик выполняет действия, которые требует учитель на уроке.
  4. Контроль за действиями.
  5. Действия, направленные на оценку успешности выполнения учебных задач.

Виды деятельности

С 12 до 15 лет

Подростковый возраст отличает тесное общение со сверстниками, к тому же меняются роли в семье. Игра постепенно уходит из жизни детей, теперь она трансформируется в лидерство, борьбу за собственный имидж.

Учебная деятельность еще актуальна, но в эмоциональном плане она отступает. Главное противоречие возрастного периода — стремление к признанию себя личностью при невозможности утвердить себя среди взрослых.

Главной деятельностью в подростковом периоде становится коммуникация, социализация в значимом коллективе. Основная потребность — найти свое место в социуме.

С 15 до 17 лет

Вперед выступает профессиональная самореализация. Формируются жизненные цели, планы, выбирается вектор обучения. Требования учебной деятельности при поиске профессии накладывают на старшего подростка определенную степень ответственности.

Дети становятся гораздо более самостоятельными, но подвержены влиянию сверстников. Зачастую родители теряют контроль над ними в этом возрасте. Поэтому важно чтоб все взаимоотношения строились на взаимоуважении и доверии с обеих сторон уже с раннего детства.

Важность продуктивной деятельности у дошкольников

Игровая деятельность является основной у дошкольников, но не менее важный вид — продуктивный.

Продуктивная деятельность позволяет развивать у дошкольников усидчивость, она создает условия для социализации.

Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка разделяют на:

  • изготовление поделок;
  • занятия с макетами;
  • лепка из пластилина, глины и специального теста;
  • сборка конструкций;
  • аппликация и рисование.

Дошкольный возраст восприимчив к этим видам занятий, специалисты утверждают, что продуктивная деятельность позволяет добиться следующих результатов:

  • развитие графических навыков у детей;
  • развитие творческого воображения, координации движений;
  • ребенок учится сравнивать, анализировать;
  • создаются благоприятные условия для развития самостоятельности

При обучении детей формируется сенсорное воспитание. Ребенок получает знания о предметах, величине, цвете, пространстве.
Виды деятельности детей
Обучающийся художественному творчеству ребенок имеет возможность пополнить словарный запас. Ведь у многих детей на этом этапе проблемы с речевым развитием, бедный набор слов для общения.

Техники видов деятельности

Виды деятельности в развитии ребенка подразумевают наличие техник которые способствуют выявлению в детях сильных сторон и развитию нужных качеств. Вот как они выглядят:

  1. Изобразительное искусство. Развивается эстетическое чувство, дети учатся видеть прекрасные моменты действительности, знакомятся с формой и цветом.
  2. Монотипия. Техника монотипии проста, ее легко может освоить дошкольник. На ровную поверхность наносят краски, сверху прикладывается лист бумаги. В итоге получается оттиск. Кляксы всегда уникальны, невозможно создать две однотипные работы. Кляксы можно оставить в первоначальном виде или прорисовать им детали. Техника является не только творческим процессом, это психический инструмент. Она развивает фантазию, пространственное мышление.
  3. Аппликация. Техника развивает воображение, знакомит с элементами и формами. У дошкольника формируется представление о положение фигур в пространстве. К тому же развивается координация движений, мускулатура рук. Учебный урок позволяет использовать разные варианты фигурок для аппликации.
  4. Конструирование. Занятия позволяют развивать моторику пальцев, логическое мышление. Дети знакомятся с физическими характеристиками предметов — весом, плотностью, устойчивостью. Использование строительных материалов развивает фантазию.

Возникновение деятельности при становлении личности связано с общественной эволюцией. В процессе роста человеку важно пройти все этапы. Это игра, коммуникация и учение. Особую роль в системе деятельности занимает труд.

Именно труд позволил создать объекты материальной культуры, он стал фактором развития научных открытий. На каждой ступеньке развития определенные виды деятельности в развитии ребенка позволят перейти на новый этап познания мира и совершенствовать ряд важных психических процессов.

[/videos

(Visited 419 times, 1 visits today)
0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *