Развитие музыкальных способностей у дошкольников

С какого времени начинать развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Основные направления, которые рекомендованы дошкольникам.

Исследования показывают, что развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста нужно начинать с младенчества. Познание музыки позволяет совершенствовать таланты, положительно влияет на психическое созревание. Что входит в понятие музыкальное воспитание?
Развиваем музыкальные способности у детей

Виды музыкальных дарований

Под дарованием понимают индивидуальные особенности ребенка, которые могут определять успешность какого-либо активного дела. Музыкальность находит выражение почти у всех людей, но только яркий дар к музыке называют одаренностью. Способность зависит от задатков, но развить их можно только при обучении. У детей определяют следующие виды способностей к музыке:

  1. Ладовое умение. Ребенок различает звуки мелодии, чувствует эмоциональность музыкального произведения. В дошкольном возрасте ладовое переживание выражается в интересе к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое понимание. Это слуховой компонент музыкального слуха, в который входит память и творческая фантазия. Умение позволяет воспроизводить мелодию на слух.
  3. Чувство ритма. Умение направлено на двигательное воспроизведение музыки. В раннем возрасте ритмический навык помогает выражать музыку движением.

Три базы способностей образуют основу музыкальности, которая нужная для обучения.

Особенности

У взрослых формирование способностей происходит благодаря самостоятельному обучению. Детям, чтобы развить музыкальный дар, нужно окружение и специальный обучающий процесс.

Специалисты выделяют важный момент – в развитии способностей важно представлять ребенку доступ к деятельности, побуждать его к обучению. Но деятельность должна соответствовать способностям. К примеру, родители могут прослушивать с сыном или дочерью любимых гитарных исполнителей. Интерес проснется, но чтобы открылся дар исполнителя нужно научить ребенка игре на гитаре.

Две основные закономерности в развитии дарования:

  1. Любая способность обычно расширяется на соседние виды деятельности. Ребенок, обучающийся вокалу, может начать писать песни или полюбить танцы. Не рекомендуется давать детям только одно направление, важно поощрять любые интересы.
  2. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста происходит рывками, зависит от роста организма. Становление музыкального дара может соседствовать с провалами, временным ухудшением. Это связано с перестройкой организма, часто после ухудшения идет значительный рывок в развитии дарования. Педагоги рекомендуют проявлять терпеливость в обучении.

Если ребенок не имеет способностей к музыке, к примеру, страдает слуховой анализатор, то не стоит насильно заставлять малыша обучаться. Стоит искать другие таланты, он может быть одарен не в музыке, а, к примеру, в живописи, хорошо подбирая различные цвета и оттенки.
Развитие музыкальных способностей

Обучение дошкольников музыке

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста предполагает включение в педагогический процесс различных способов познания музыкального мира. В творчество входит:

  • Пение;
  • Ритмика;
  • Игра на инструментах.

Пение считается самым доступным видом музыкального творчества. Дети могут использовать навыки вокала в любое время и по своему желанию. Пение побуждает к укреплению физического здоровья, формируются легкие, развивается речь, голос и слух. Врачи считают, что пение хорошее средство в дыхательной гимнастике. Существует специальная методика для работы с голосом.

Ритмика. Дошкольный возраст — это время пластичности и быстрой усвояемости различных творческих направлений. Младшие дошкольники обычно любят повторять различные движения под музыку. Большинство педагогов уверено, что ритмика необходима всем детям для развития творческого воображения.

Игра на инструментах обогащает музыкальные впечатления, развивает координацию, моторику, ладовое чувство и слух. Занятия тренируют волю, развивают воображение. Но при выборе инструмента важно учитывать индивидуальные возможности детей, в противном случае уроки не принесут желаемого успеха.
Музыкальные способности у ребенка

Музыкальные игры

Игры с детьми развивают сенсорный дар, увеличивают эстетические представления, помогают понимать ритм. Для игр рекомендуется применять дидактический материал, полезно проводить подвижные занятия, включать музыкальные паузы. Примеры игр:

  1. Угадай инструмент. Педагог предлагает детям определить тот или иной музыкальный инструмент. Это могут быть мелодии на пианино, дудке, барабане, гитаре. Ребята, угадавшие инструмент, имитируют его жестами.
  2. Хоровод. Водить хоровод можно в разные стороны, на карточках, подражая разным животным, с поднятыми руками.
  3. Цветочек. Подготавливается дидактический материал: изображение цветков. Один грустный, второй веселый, третий цветок спит. Детям включаются различные по характеру мелодии – грустные, колыбельные, задорные. Ребята должны подойти к нужному цветку, в соответствии с направлением песни.
  4. Шляпа. Ребята встают в круг. Педагог дает одному ребенку шляпку и включает музыку. Дети передают по кругу головной убор. Когда музыка остановилась, воспитатель просит выполнить задание того, у кого осталась в руках шляпка. Задания подбираются на вкус взрослого – спеть песню, прочитать стихотворение, обнять соседа и так далее.
  5. Поймай мышку. Педагог подготавливает две мелодии – грустную и веселую. Задача — выбрать одного «кота», другие ребята становятся мышками. Под тихую мелодию малыши крадутся к спящему котику, под радостную музыку убегают от кота.

Развитие музыкальных способностей детей

Музыкальное воспитание в семье

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста следует начинать уже с рождения. Мама может петь малышу колыбельные, включать любимые произведения. Если имеется возможность, то можно играть на инструменте. К примеру, известный дирижер Мариус Стравинский говорит, что буквально вырос под роялем, так как мама часто репетировала на этом инструменте.

Музыкальный слух у детей формируется рано, поэтому начиная занятия в годовалом возрасте можно добиться выдающихся результатов.

Как родителям организовать музыкальные занятия? Основные советы:

  • Применение совместного прослушивания мелодий.
  • Обучение ритмичным движениям под музыку.
  • Развитие слуха с помощью различных приспособлений — колокольчиков, погремушек, пищащих игрушек.

Старший дошкольник может уже овладевать различными инструментами, учиться вокалу и танцам.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста следует сопровождать позитивным настроем. Нужно не забывать хвалить ребенка за старание. Занятия должны быть регулярными, тогда они принесут пользу.

Развитие музыкальных способностей у дошкольников

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *