Особенности развития речи у детей

Влияние речи на становление здорового ребенка – неоценимо! Именно поэтому каждый родитель должен вовремя обращать внимание на  особенности развития речи у детей и речевое формирование.

Малютки к возрасту 1 года в норме знают и говорят уверенно до 10 слов и до 60 слов имеют в пассиве. Если же к этому возрасту произношение не развивается или имеются отклонения в произношении букв и слов в старшем возрасте, имеет смысл обратиться в логопедический кабинет за консультацией специалиста по развитию речевых навыков.
Помощь логопеда в развитии речи у детей
Самые очевидные проблемы детей – задержка развития речи, картавость и шепелявость, замена или пропуск тех звуков, которые малышу трудно произносить. Такие нежелательные особенности развития речи у детей легко корректируются, воспитание звуковой культуры речи детей происходит при систематических занятиях с логопедом.

Некоторые факторы не только нарушение произношения, но и признак заболеваний центральной нервной системы, язык и челюсти могут неправильно функционировать. Итак, помощь логопеда в развитии речи у детей – это необходимость при устранении речевых дефектов.

Диагностика развития речи детей

Диагностика особенностей развития речи у детей – необходима на всех этапах формирования здорового ребенка.

  • Возраст 1 год – малыш не «гукает», не лепечет и не повторяет слоги ма-ма-ма, бу-бу-бу и другие подобные – стоит записаться на консультацию к логопеду, неврологу и сурдологу;
  • Возраст 1,5-2,5 года – задержка развития речи у детей — малыш не говорит слова вроде «мама», «кися», а продолжает говорить на языке, понятном ему – необходима консультация логопеда для решения задачи обучения детей связной речи;
  • Возраст до 3-х лет – малыш страдает общим недоразвитием речи – работа с логопедом для устранения моторного нарушения просто необходима;
  • Возраст 4-5 лет – если смягчаются звуки в словах «кловатка», «кукля» — поведение может означать проблемы не только логопедические, но и психологические. Возможно он привлекает внимание родителей, необходимо также воспитание культуры речи ребенка;
  • Если независимо от возраста человек не выговаривает или пропускает ту или иную букву – обращение к логопеду также необходимо.

Нарушения речи у детей

 

Советы логопеда для родителей

  1. Много раз повторяйте фразу, меняя слова местами, чтобы дети не только запомнили значение, но и поняли, что их можно переставлять местами. Например, в воспитание детей можно включать фразы «пришла наша киса» — «киса пришла», «упала шапочка» — «шапочка упала», влияние речи взрослого, повторяющего простые фразы несколько раз — значительно.
  2. Задачи развития речи детей – самостоятельно научиться говорить, поэтому четко и ясно проговаривайте все звуки в словах, не старайтесь искажать слова в более старшем возрасте, чтобы было проще. Воспитание звуковой культуры речи детей необходимо начинать с младенчества, со слов и звуков, вызывающих ассоциации – кошка – «мяу», ветер – «у-у-у», жук – «ж-ж-ж». Такие звуки уже позже можно заменить полноценными словами.
  3. Развивайте мелкую моторику своих чад, чаще давайте им задания, в которых требуется что-то делать пальчиками – рисовать, лепить, завязывать бантики или шнурки, поможет также такой метод как дидактическая игра.
  4. Если малыш страдает общим недоразвитием речи или присутствуют другие особенности развития речи у детей — старайтесь чаще читать с ними сказки и стихи, перечитывать много раз одно и то же. Возможно, даже инсценировать стихотворение или запомнить его с помощью жестов-ассоциаций.
  5. Если малыш говорит одиночными словами, учите его составлять словосочетания. Задачи развития речи детей — добавить к словам цветовые или качественные характеристики – «желтый бант», «большой мячик», «серая кошка» и т.д.
  6. Развивайте не только моторику, но и правильное дыхание, старайтесь делать ежедневную зарядку вместе с малышом.
Не перегружайте детей электронными гаджетами с раннего возраста, включайте в воспитание культуры речи детей и их развитие простые игрушки – логопедические кубики, мячики, пирамидки.

Развитие речи детей по годам

  • Период от 1 года до 3 лет. Речевые игры направлены на познавательное развитие малыша к взаимодействию с другими детьми и взрослыми, развитию речи детей как основного средства общения. Малыш стремится быть активным и самостоятельным, начинает высказываться сам и пересказывать небольшие отрывки стихов.
  • Период от 3 до 5 лет. Дети в норме перестают страдать общим недоразвитием речи, чаще подражают взрослым и сверстникам, учат свои игрушки разным навыкам. Влияние речи взрослых, особенно родных – велико. Задачи развития речи детей — воспитание культуры речи и общения. Развитие должно быть всесторонним и гармоничным. Возможно, одним из лучших методов будет дидактическая игра вместе с воспитателем или другими детьми в детском саду.
  • Период от 5 до 7 лет. Развитый ребенок знает уже до 3000 слов. Он вполне может придумать историю самостоятельно, пересказать небольшой отрывок своими словами или описать какую-то картинку или предмет. Во время игры малыш может проговаривать свои действия, активно говорит обобщающие слова.

Логопедические занятия развитие речи

Занятия на дому по развитию речи детей

Основное правило домашних заданий – проводить воспитание детей и их развитие в игровой форме, от 10 минут до получаса, чтобы не переутомить воспитанника. Обязательно хвалить малыша за маленькие достижения и стараться не высказываться слишком эмоционально, если у него что-то не получается.

Функции взрослых — стараться повторять все слова и игры за малышом, очень важно влияние речи именно его. Самые простые упражнения – для постановки языка – поцокать как лошадка, облизать языком по очереди губы, верхние и нижние зубы. Это упражнение поможет устранить негативные особенности развития речи у детей.

В раннем возрасте часть мозга, отвечающая за развитие речи, так же отвечает за мелкую моторику. Поэтому стоит активно развивать увлечения ребенка, в которых задействованы пальчики – рисование и лепка.

В возрасте полугода или позднее можно приобрести специальное тесто или пальчиковые краски. Существует много разных видов пластилина, в том числе из мелких комочков, которые также разовьют пальчики малыша.

Можно устранить нежелательные особенности развития речи у детей  научив их выговаривать проблемные звуки, сидя напротив зеркала, так чтобы дети не боялись довлеющих над ними взрослых.

Игры, стихи и поговорки для развития речи

Логопедические стихи

  1. Повтор скороговорок — Шла Саша по шоссе… Ехал Грека через реку… Карл у Клары…
  2. Придумать сказку вместе с малышом, рассказывая по очереди. Предложение – взрослый, предложение-ребенок.
  3. Игры в слова и города – ребенок придумывает новое слово на последнюю букву первого и так далее..
  4. Папа-мама – заучить вместе с ребенком имена родителей, род их занятий, возможно – адрес проживания.

Логопедические занятия

Если у родителей недостаточно времени на воспитание детей днем, развивать речь ребенка можно и во время купания, используя разные игрушки, или просто называя качество или температуру воды.

Особенности развития речи у детей
Поводов для беспокойства родителей касательно развития речи ребенка может быть много. Иногда они могут быть надуманы и логопедическая помощь вовсе не требуется. Гораздо важнее – понимает ли малыш то, что говорят люди и реагирует ли на обращение к себе в раннем возрасте.

В любом случае, вовремя диагностируя особенности развития речи у детей, можно их  откорректировать с помощью специалистов. Родителям будет не о чем волноваться.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *