Особенности развития детей

В чем заключаются возрастные особенности развития детей? Каковы причины возникающих нарушений и виды психического развития?

Наши дети – это наше будущее. Рассмотрим основные особенности развития детей. Главная задача каждого взрослого – обеспечить нормальное развитие деток, сделать все возможное, чтобы они были здоровы. К сожалению, сегодня наблюдается обратная тенденция. Все больше детей с различными отклонениями.
Виды развития детей
Изучая теорию развития ребенка,  давайте рассматривать ее с рождения. Как только младенец начинает узнавать близких: маму, папу, производить своеобразные манипуляции с игрушками или предметами, начинается активизация интеллекта.

Параллельно активизируется и общение посредством разговорной речи. Регулирующая деятельность — игра.

Особенности развития детей

Как только малыш идет в первый класс, ведущая деятельность сменяется на учение. Теперь через обучение и труд развивается вся система отношений между детьми и окружающими.

Мы уделяем особо внимание обговариванию ведущей деятельности каждого периода для того, чтобы мы, взрослые, могли помочь своему чаду развиваться правильно, используя те или иные виды развития детей. Ведь именно от ведущей деятельности зависят происходящие в психике изменения.

Каждый детский период – это период с определенными, присущими только ему составляющими. А если представить детство в виде кривой с отмеченными на ней периодами, то рубежи периодов стоит пометить жирными точками. Это кризисы, которыми мы часто пытаемся объяснить внезапно поменявшееся поведение ребенка.

Выделяют физическую, интеллектуальную, сексуальную, социальную, эмоциональную и моральную области развития ребенка. На каждом этапе развитие человека происходит одновременно во всех сферах.

Для того чтобы наблюдать развитие собственного младенца, вы должны знать основные особенности развития детей каждого периода.

«Комплекс оживления» относится к возрасту 2,5-4 месяца и включает следующие реакции:

  1. замирание
  2. улыбка
  3. движение
  4. локализация

К концу 4 месяцев комплекс распадается, ребенок все чаще нуждается во внимании со стороны взрослого. Чем заботливее родители будут относиться к малышу, тем быстрее произойдет его социализация в этом мире.
Особенности развития детей, виды отклоненийПосле полугода жизни он научается манипулировать с предметами, кусать, щипать. Также  понимет смысл сказанного. При названии известного предмета он будет поворачивать в его сторону голову. Речевой лепет обычно составляет около 2-3 звуков («ака», «уля» и др.).

К году активность усиливается, ярче проявляются эмоции, начинает развиваться двигательная активность.

Особенности психического развития детей

к этому времени:

  1. малыш перестает зависеть от мамы полностью
  2. Процесс развития активизируется в разы
  3. Малыш уже не беззащитное существо

Здесь и начинается кризис одного года, который приводит к новым ступеням развития ребенка. Крик, плач, неповиновение, упорство, несвойственное поведение, агрессивность, требовательность–разновидность кризиса.

Налицо проявление излишней самостоятельности, личностный рост, нежелание общаться с определенными людьми. Многим знакома ситуация, когда малютка, еще недавно радостно шедшая ко всем на руки, вдруг отворачивается при виде чужих, плачет и прячется.

В три года от малыша мы часто слышим: «Это мое», «это я» и пр. Начинают активно развиваться коммуникативные умения. Детки хотят общаться, любят копировать разговор окружающих.

Поэтому чем больше и чаще будет происходить это общение, тем быстрее будет идти процесс психического развития детей. Малыш научается оперировать некоторыми понятиями, строит диалог, включает в речь не только существительные, но и другие части речи.

Проявления кризиса 3 лет в следующих факторах психологического развития детей:

  • в негативизме;
  • в упрямстве;
  • в строптивости и т.д.

В пятилетнем возрасте человек знает не менее 15000 словоформ, а также умеет менять слова, правильно употреблять во времени.

Однако отдельно необходимо подчеркнуть важность эмоционального переживания именно со стороны мамы или папы (других родственников).
Виды развития детей с ЗПР

Особенности восприятия в развитии детей

Остановимся на особенностях  восприятия детей дошкольного возраста. Пока в жизни не появилась школа, восприятие связано с практическими манипуляциями. Мышление из наглядно-действенного переходит в наглядно-образное и дальше в словесно-логическое.

Мыслит не только о том, что видит непосредственно, но и о том, что вспоминает, о чем думает. Отсюда – внимание сосредоточенное, произвольное. Дети хорошо запоминают сказки, пословицы, загадки, стихи.

Начальный школьный период, рефлексия и внутренний план действий

К шести-семи годам ребенок может начинать учебу. Непосредственность сменяется осмысленной ориентировкой в своих переживаниях, проявляется индивидуальность. Начиная рефлексировать, сынишка (дочурка) стремится к тому, чтобы его деятельность была оценена. Конечно, не все психологически готовы к обучению в школе в возрасте 6-7 лет.

Как определить этот психический баланс? – спросите вы. Для начала стоит разъяснить, что есть объективная и субъективная стороны в решении такого вопроса.

С объективной точки зрения, если у будущего первоклассника развиты такие черты, как воображение, любознательность, внимание, речь, может ли выражать мысли, проводить мыслительные операции и пр. Субъективно нужно видеть в каждом личность и уже индивидуально определять, готова ли она идти в школу.

Особенность, появляющаяся в начальный школьный период, рефлексия и внутренний план действий. Обладая этими качествами, ученик готовится к обучению в средних классах. Каким образом развить рефлексию? Дело в том, что в школе к детям предъявляются правила, которых раньше в жизни у них не было.

Чтобы требования выполнять (сидеть смирно, списывать с доски, следить за указкой, открывать тетради со звонком), ученику приходится быть более внимательным, усидчивым.

Сначала ученики выполняют действия под руководством учителя, который пошагово объясняет им, как и что делать. Потом они приучаются действовать по плану мысленно (про себя). Вот он — внутренний план действий! Одновременно дети должны приучиться отвечать на вопросы осмысленно, полно, аргументированно, давать оценку своим действиям (рефлексия), регулировать свое поведение (саморегуляция).

Виды и причины отклонений в развитии детей

Виды развития отклонений подразделяются на:

  • Психические нарушения. Сюда входит задержка психического и умственного развития.
  • Физические нарушения. Эти признаки затрудняют активность развития детей. Сюда также причисляют проблемы слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
  • К социальной группе. Причисляют те, из-за которых возникают сложности вхождения в социальную среду.
  • К педагогическим. Относят случаи, когда ребенок не получает образования.
Зная причины и виды психологического развития детей, с детьми необходимо проводить успешную лечебно-коррекционную и педагогическую работу. В зависимости от того, насколько своевременно будут начаты действия, будет зависеть успех.

Очень часто дети с одинаковым заболеванием по-разному поддаются обучению, имеют различные признаки отставания. Все это связано со многими факторами: в каком возрасте произошел сбой развития, насколько длительным было неблагоприятное воздействие, наследственные особенности.

Нарушение психологического развития детей сказывается на интеллектуальных способностях, речи, зрении, слухе, поведении, эмоциональной системе. Возможны несколько нарушений одновременно. Определить, есть ли какие-то отклонения у ребенка, обычно можно сразу после рождения, в отдельных случаях—по прошествии времени. Наиболее вероятно определить нарушения в развитии ребенка в дошкольном, младшем школьном и подростковом периодах.

Что же должно насторожить взрослых в каждом возрасте? Если дошкольник не может контролировать свое поведение, никак не реагирует на запреты–это может служить первым сигналом тревоги.

Также следует обратить внимание на такие особенности развития детей дошкольного возраста:

  • Чрезмерная фантазия или примитивизм
  • Инфантилизм
  • Вспыльчивость и импульсивность даже при незначительных ситуация
  • Негативное отношение, агрессия.

В младшем школьном возрасте родителей и педагогов должны взволновать:

  • Личностная незрелость и отсутствие интереса к познанию
  • Негативное поведение в школе, нежелание выполнять задания, грубость и непослушание
  • Чрезмерный интерес к негативным проявлениям реальности: жестокости, насилию; Конфликтность и др.

Если обратиться к подросткам, то здесь особенности развития детей с отклонениями подразделяются на:

  • Инфантилизм, отсутствие воли
  • Сложности в поведении (аффективная возбудимость)
  • Раннее действие половых гормонов, ассоциальное поведение

Установить, действительно ли есть отклонение в психике или физического развития детей, возможно путем проведения обследования разными специалистами (ПМПК). Наличие какого-то одного из перечисленных признаков не может означать констатации фактов. Часто это временные проявления черт характера.

Родителям нужно знать, что основной диагноз не ярлык, что чаще всего в случае верно построенной работы с ребенком нарушение можно устранить и обеспечить ему полноценную жизнь.

Игры на развитие детей

игры на развитие
Дошкольный период развития характеризуется таким видом деятельности, как ролевая игра. Детки не просто играют, но в игре они проживают жизнь, примеряют на себя определенные социальные роли и копируют поведение взрослых. Играя малыши достигают своих желаний. Быстрее развивается память, внимание, воображение, речь, интеллект и мышление.

Поэтому не стоит удивляться, если маленький человек, на чьих глазах часто происходят безнравственные ситуации (драки, пьянки и пр.), в играх будет вести аналогичным образом: бить других детей, имитировать пьяного человека.

Вспомните, в какие игры играет ваш киндер. Девочки непременно в дочки-матери, в парикмахерскую, больницу. Игрушки превращаются в реальных пациентов, им ставят градусники и пр. Мальчишки превращают комнату в автомастерскую, пожарные тушат воображаемый пожар, полицейские настигают бандитов.

В игре дети учатся понимать нормы и правила поведения в обществе, взаимоотношения с окружающими, постепенно приучаются к дисциплине. При групповой игре происходит коммуникация..

Занятия игровой деятельностью на протяжении времени развития ребенка претерпевает определенные изменения. Если в 2 года игра имеет вид процесса, чаще непродолжительного, несогласованного, неэмоционального, так как малыш просто повторяет за взрослыми, то позже, с развитием фантазии, к 3 годам, человек может играть в воображаемом мире. Появляется возможность игрового замещения.

То есть, мы говорим о поэтапном переходе от процессуальной игры, когда малютка еще не реагирует на манипуляции взрослого с предметами, а потом, постепенно, у него начинает вызываться интерес к действиям.  Затем он повторяет за мамой, даже если прошло время. Дальше малыш и сам научается производить замещения. Игровая деятельность помогает формированию лидерских качеств личности.

Виды задержки психического развития детей

дети с задержкой развития
Задержка психического развития детей или (ЗПР), проявляется в таких факторах, как: быстрая утомляемость, плохая память и отсутствие знаний об окружающем мире в той мере, которая принята за норму.

ЗПР диагностируется, когда малыши идут в первый класс, так как это тот возраст, когда педагогам бросается в глаза невозможность справляться с необходимой школьной нагрузкой на фоне остальных учащихся класса. Таким детям тяжело даются почти все предметы, особенно чтение, письмо, окружающий мир, математика.

Помимо этого, дети с ЗПР части выделяются среди одноклассников агрессивным поведением, неуверенностью в себе. Возможна биологическая причина возникновения ЗПР (недоношенность, патология беременности, соматические заболевания, нарушения мозга, ошибки при родах).

Возможна и причина в социальной сфере (недостатки в воспитании).Справиться с ЗПР помогут психологи, логопеды, психиатры, неврологи, педиатры.

К.С. Лебединская выделила виды ЗПР:

  • Психогенный вид (причина: неблагоприятное социальное окружение)
  • Конституционный вид (заболевания головного мозга)
  • Соматогенный вид (перенесенное заболевание является причиной его возникновения)
  • Церебрально-астенический (причина кроется в органическом нарушении мозга)
Чем быстрее будет выявлена ЗПР, чем раньше начнется работа по ее исправлению, тем больше шансов на удачный результат.

Основной уклон специалисты делают на обучение детей по индивидуальным программам, графику в специализированных школах или классах. Обучение строится иначе, чем с остальными детьми: материал дается дозированно, с частым и многократным повторением.В качестве методов исправления применяются терапии, логопедические занятия, медикаментозное лечение, массаж и пр.

Особенности физического развития детей

Физические особенности развития детей по человеческим характеристикам  (рост, размер ноги, цвет кожи, глаз и пр.) определены в тот момент, когда эмбрион находится еще в чреве матери.

Рост напрямую связан с развитием. Ребенок не будет развиваться, если не растет.

Рост зависит от:

  1. питания детей
  2. наследственных данных
  3. качества ухода за детьми
  4. умеренности физических нагрузок
  5. сна

Пока ребенок маленький, он растет быстрыми темпами. С возрастом (после 5 лет) темп снижается. Начинается период первого округления.  После 8 лет – период препубертатного округления. Дети этого возраста отличаются повышенным аппетитом, девочки обгоняют мальчиков в развитии: рост, вес.

Развитие детей

Пубертатный период идет вслед за предыдущим и характеризуется развитием гормонов. Сложный путь и психического, и физического развития детей проходят подростки. Особо стоит отметить физические особенности развития детей в  изменении  состояния эндокринной системы. Поступление гормонов способствует быстрому росту детей.

Полового созревания мальчики достигают к 13-15 годам, девочки – к 11-13. Соответственно меняется и внешний вид растет скелет и мышцы. Появляется непропорциональность туловища. В связи с быстрым ростом могут возникать проблемы со здоровьем (заболевания сердечной системы). Поэтому важно приучать ребенка к физкультуре уже с детства.

Заменяется и психика. Подростковый период очень важен в становлении человека как личности. Поэтому оставлять детей без внимания, заботы и контроля категорически запрещено. Следует оградить подростков от излишней перенапряженности, стресса, печали.

В итоге растут хрящи и костив длину. Признаки физического развития детей этого периода заканчиваются с окончанием полового созревания, когда физически подросток уже сформировался.

Таким образом, уважаемые родители, педагоги, узнав особенности развития детей,  уделяйте особое внимание, психическому и физическому развитию. Знайте: сформировать полноценную личность возможно только общими усилиями, начиная с момента зачатия и до юного возраста.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *