Эмоциональное развитие ребенка дошкольника

Эмоциональное развитие ребенка — это еще один пласт личности. Эмоции управляют поведением, ими выражаются переживания. Многим реакциям дети обучаются в семье.

Эмоциональное развитие — это необходимое условие для формирования индивидуальности ребенка. Мир эмоций окружает человека, они отображают его состояние, управляют поступками. В эмоциональный пласт включено настроение, чувства, стрессы, аффекты. Эмоциональное развитие ребенка относится к важной области воспитательных действий.

Эмоциональное совершенствование дошкольников

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста происходит непрерывно. Ребенок до семи лет познает себя, окружающее пространство и действия других людей. Дети изучают новые эмоции, переживают ранее незнакомые чувства. Дошкольники вливаются в социум, обучаются коммуникативным процессам. Как происходит эмоциональный и социальный рост?

  • Развитие до года. В этот период у малыша формируются первичные эмоции — радость и страх. Годовалый малыш может поддерживать взрослого эмоционально, реагируя на его улыбку.
  • Второй год жизни. Активно проходит развитие речи, начинает расширяться словарный запас малыша, с этим навыком растут и эмоциональные возможности. Ребенок уже пытается выражать свое чувство к другим людям. На втором году жизни дети уже могут сопереживать.
  • С трех до четырех. Трехлетние дети уже могут объяснить свои переживания, но сформировать свои эмоции они еще не способны. Трехлеткам нужна помощь в выражении своих эмоций.
  • С четырех до пяти. Наступает период детского сада, социализации, социально-личностного развития. Ребятам все еще нужна помощь взрослого, они не могут справляться с отрицательными чувствами. Взрослый человек способен урегулировать конфликт, утешить, показать образцы поведения.
  • Дошкольный возраст 6-7 лет. Старший дошкольник уже может проявлять сочувствие, оказать поддержку, преодолеть отрицательные чувства, справиться с негативными эмоциями.

Эмоциональное развитие детей

Эмоциональная коммуникативность

Что такое эмоциональное развитие ребенка в разрезе коммуникативности? Коммуникативность заключается в том, что ребенок показывает способность строить отношения с людьми по определенным стандартам поведения. Благодаря наглядным примерам малыши, а затем и дошкольники развивают свой эмоциональный мир.

Ребята учатся разговаривать не только во время занятий с воспитателями и родителями, но и в ходе ежедневного вербального общения. Регулярно разговаривая с дошкольником, слушая его, можно сделать много для развития его коммуникативных умений. Обычную прогулку можно превратить в богатую вербальными проявлениями среду и выстроить увлекательные занятия. Примеры:

  1. Поездка в автомобиле превращается в ознакомительный урок. Можно использовать всевозможные предметы, которые встречаются по дороге, как средство для начала разговора: «Посмотри на ту зеленую машину. Куда она едет?», «Что находится с твоей стороны?», «Какого цвета деревья?», «Мы проезжаем лес, площадь, светофор».
  2. Поход в магазин. Психика ребенка пластична, чадо быстро усваивает образцы эмоционального и коммуникативного поведения родителей. В супермаркете можно узнать много слов, научить правилам поведения, познакомить с планированием бюджета. Так формируется личностно-эмоциональное развитие ребенка, коммуникативные навыки.
  3. Личность ребенка изменяется на протяжении всего дошкольного периода. Если в год малыш плачет от беспокойства, то шестилетний дошкольник уже может объяснить причину своего страха. Сфера эмоций развивается с ростом ребенка. В структуре личности появляются сложные эмоциональные реакции, к примеру, обида, зависть, жалость.

Эмоциональность детей

Методы развития эмоциональности

Чтобы развивать эмоциональность, стоит знать основные закономерности личностно-эмоциональной области. Для благополучного эмоционального развития ребенка  нужны следующие состояния:

  • Радость и удовольствие. Основной источник радости – общение с родителями, игровая деятельность с ровесниками. Радость позволяет развить здоровый источник привязанности и доверия для успешной коммуникации.
  • Интерес. Эмоция позволяет развивать мышление для будущей школьной деятельности дошкольника. Интеллектуальное развитие непосредственно связано с интересом, так как формируется познавательная активность, умственный потенциал. Противовес интересу – скука.
  • Удивление. Эмоция позволяет использовать функции нервной системы, с помощью нее можно учиться приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Другие важные чувства, которые здоровый ребенок способен испытывать: злость, страх, грусть.
Эмоциональный ребенок
Сегодня педагоги-психологи советуют развивать эмоциональную сферу ребенка, учить их осознавать свои чувства. Основные методы, которые могут использовать взрослые:

  1. Наглядный пример. Рекомендуется с двух лет и даже раньше проговаривать эмоциональные реакции малыша. К примеру, так: «Тебе не отдают игрушку, ты злишься?», «Ты сейчас очень рад?». Но основной пример подают значимые взрослые, причем всю детскую жизнь.
  2. Специальные занятия. Особенность развивающих игр – в легкой непринужденной форме применяются знания. Занятие может быть построено с просматриванием картинок, изображающих различные чувства. Для игр можно применять мягкие игрушки, куклы. «Мишка грустит, зайчик веселый». Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с пяти лет усложняется, так как увеличивается умственный потенциал. С дошкольниками разыгрываются сказки, истории, эмоции передаются мимикой, жестами.
  3. Чтение литературы. Чтение сказок – это важный воспитательный пласт, дающий много возможностей для развития, в том числе и эмоционального. С ребятами полезно обсуждать сказочные истории. «Почему Малыш расстроился, когда Карлсон улетел?», «Герои обрадовались, когда им удалось вытащить репку?».

Развитие эмоциональности ребенка
Чтобы увеличивать представления детей о сфере эмоций, стоит рассказывать ему о разных чувствах, как положительных, так и отрицательных.

Роль окружения в формировании эмоций

Доказано, что психическое здоровье детей зависит от окружения, огромное значение имеет отношения в семье. Родителям стоит следить за собственными эмоциональными проявлениями, чадо берет пример реагирования именно с них. Основные советы:

  1. Если взрослый нервничает, расстроен и кричит, то рекомендуется объяснять детям, почему возникла такая реакция. «Я сегодня очень устала, ничего не успеваю, поэтому нервничаю». Психологи уверены, что нужно объяснять свое поведение. Такой подход научит ребенка высказывать и свои чувства, не нанесет ему вред, а также не будет являться травмирующим фактором.
  2. Полезно учить ребенка делиться своими переживаниями. Если чадо умеет выразить свои чувства, то между родителем и ним установятся доверительное отношения. Когда переживание проговорено, то оно уменьшается. Это развитый, доверительный подход решения проблем, к тому же не страдает психическое развитие ребенка.

Итак, эмоциональное развитие ребенка относится к важной области воспитания. Особое значение принадлежит окружению. Ведь именно из семьи дошкольник черпает виды реагирования.

(Visited 102 times, 1 visits today)
0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *