Психологические особенности одаренных детей

Психология одаренных детей находится в центре внимания современного общества, нацеленного на достижение успеха. Интенсивное развитие науки и техники, конкурирующая социальная среда поднимают вопрос воспитания талантливых детей на государственный уровень.

Долгое время одаренность считалась синонимом высокого интеллекта. Однако высокие показатели IQ не всегда коррелируют с успешностью в жизни. Не менее важно, чтобы сфера интересов лежала в области имеющихся способностей. Сочетание потенциала и трудолюбия дают благоприятный прогноз достижения высоких результатов в определенной деятельности.

Психологические особенности одаренных детей

Психология одаренных детей имеет один очень важный момент. Неотъемлемой составляющей одаренности является креативность. Одаренные дети и взрослые не просто умеют быстрее и точнее сверстников воспроизвести имеющиеся эталоны, но и выдвинуть новое нестандартное решение и видение проблемы.
Одаренный ребенок
К видам одаренности относят:

  1. Общие интеллектуальные способности, как правило, проявляются рано, ярко, очевидны для окружающих. Ребенок успешно осваивает широкий спектр видов деятельности.
  2. Конкретные академические способности (узко специализированные).
  3. Художественные способности. Деятели искусства (актеры, художники, танцоры, писатели).
  4. Психомоторные способности (спортсмены).
  5. Лидерские способности. Высокие коммуникативные и организаторские способности, умение разбираться в мотивах людей и контролировать свое поведение. Развитый социальный интеллект, чувство юмора.

Возрастные особенности одаренности

Одаренными принято считать детей, которые «схватывают на лету». Особенности работы с одаренными детьми имеют следующие составляющие:

  • Темпы обучения
  • Глубина понимания
  • Быстрота запоминания по которой они значительно опережают сверстников
Интеллектуальные занятия приносят им радость. Они нагружают свой мозг постоянно и с большим удовольствием.

Следует различать индивидуальные способности и возрастные особенности. Существуют периоды развития особенно благоприятные для формирования и совершенствования определенных способностей. В дошкольном детстве это стремительное овладение речью, сочинение историй, развитие фантазии.

Любознательность присуща всем детям и до определенного возраста не может считаться признаком одаренности. По прошествии сензитивного периода те или иные умения, черты и навыки могут угасать и не развиваться в дальнейшем.

Встречается отсроченная одаренность, когда ребенок, ввиду индивидуальных особенностей, темпов развития не проявляет явных способностей и успехов. Родители и педагоги причисляют его к среднему уровню. Неожиданно для всех и для себя он может обнаружить стремительный рост и развитие уже в подростковом возрасте. Бывает, что человек случайно открывает и начинает развивать задатки уже во взрослом возрасте.

Возможен вариант, когда сфера талантов ребенка лежит вне школьной программы (особенно часто в случае художественной одаренности). Его успехи в освоении школьных знаний при этом могут быть неудовлетворительными, учителя оценивают его как неуспевающего. Хорошо известны примеры И. Ньютона и А. Эйнштейна, которых учителя долгое время считали неспособными и отстающими.
Психология одаренности детей

Эмпирические данные детской одаренности

Для изучения одаренности используются стандартизированные тесты на IQ (методики Векслера, Равена, Амтхауэра, Кеттелла), тесты креативности (Торренса, Гилфорда), диагностика специальных способностей.

Все методики имеют ограничения. Высокие результаты тестирования не всегда соответствуют реальным практическим умениям. Одаренность является продуктом сложного сочетания генов, личностных черт, мотивационной сферы, социальной среды развития ребенка.

Исследование детской одаренности имеет ряд сложностей:

  • Ребенок — дошкольник может испытывать повышенную тревожность в ситуации тестирования, что помешает ему показать свои способности в полной мере. Большая часть детей чувствует себя скованно в присутствии незнакомого чужого взрослого, который проводит обследование.
  • Помимо стандартизированной процедуры тестирования не менее показательными могут быть наблюдение педагогов и родителей за деятельностью ребенка в естественной среде. Они дают возможность непрерывно оценивать устойчивость интересов ребенка, его вовлеченность и успехи в определенных занятиях.
  • Благодаря развивающей среде и активному участию взрослых, многие дети способны достичь высоких результатов. Показатели таких детей обычно выше уровня сверстников, которые росли в обычных условиях. Одаренные же дети овладевают умениями (скорочтения, письма, счета, моделирования и др.) самостоятельно. В этом случае можно делать вывод о ярко выраженном таланте и даже гениальности.
  • Несмотря на ограничения и условность методов исследования, работа психолога может играть неоценимую роль в выявлении одаренности. Обращение к специалисту помогает значимым взрослым понять что такое психология одаренных детей и подростков, найти путь к ее успешной реализации.

Одаренность ребенка

Осторожно — одаренные дети!

Многие талантливые дети остаются незамеченными из-за низкой социальной адаптации. Игры с ровесниками им неинтересны. Непохожесть, заносчивость или чрезмерная самокритичность «белых ворон» часто является причиной их исключения из референтной группы.

Со старшими также не всегда удается найти общий язык. Общеобразовательная программа не дает возможности развития их индивидуальных способностей. В своих познаниях одаренные дети далеко впереди школьной программы, потому могут вести себя вызывающе, срывать уроки или откровенно занимаются своими делами.

От мастерства и чуткости педагога зависит умение распознать талант, заинтересовать и увлечь особенного ребенка, включить его в учебную жизнь. Родители могут воспринимать талантливого ребенка, как проблемного. Они недооценивают выбранные ребенком увлечения и ожидают успехов совсем в других областях.

Опасно делать предсказания будущих успехов одаренных детей и подростков. Высокий старт не всегда служит залогом зрелых достижений. Зачастую подающие надежды талантливые дети становятся обычными взрослыми, вопреки ожиданиям окружающих.

Несбывшиеся надежды, завышенные притязания приносят разочарование, чувство глубокой неудовлетворенности достигнутым в жизни. Переживание несостоятельности сопровождается депрессивными расстройствами.
Психология одаренных детей
Вывод. Психология одаренных детей предполагает знание и своевременное выявление вида одаренности, организация развивающей среды — необходимые предпосылки роста неординарных задатков.

Грамотное участие и поддержка взрослых позволяет показать высокие результаты работы с одаренными детьми, вырасти им счастливыми, и внести огромный вклад в общество, искусство и науку.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *