Обучение детей скорочтению

Как научить ребенка скорочтению? Следует учитывать возраст, особенности характера. Обучение строится на основе специальной методики, разработанной педагогами.

Плохая техника чтения у детей усугубляет проблемы обучения, медленное понимание текста затрудняет выполнение заданий. Основная часть школьных упражнений направлена на самостоятельную работу с книгой, поэтому велика  важность развивать скорость чтения. Как строится обучение скорочтению детей?
Обучение скорочтению ребенка

Техника скорочтения

Скорочтение — это комплекс специальных технологий, при применении которых увеличивается скорость чтения, понимание текстового содержания. При овладении техникой скорочтения появляется навык фильтрации прочитанного материала, дети учатся выделять в тексте главную мысль.

Факторы, способствующие низкой скорости при чтении:

  1. Маленький словарный запас. Когда ребенок не понимает значение слов, то ему трудно целостно воспринимать материал.
  2. Низкая внимательность. Уход от смысла, чтение страниц происходит по нескольку раз.
  3. Движение губами во время чтения. Не рекомендуется проговаривать книжный материал — так замедляется усвоение и скорость.
  4. Возвращение несколько раз к уже прочитанному абзацу или фразе.

Грамотное Обучение скорочтению детей желательно выстраивать с первого класса. Известные педагоги современности утверждают, что мозг семилетнего ребенка имеет максимальные возможности для усвоения техники. Но часть ученых считает, что лучший возраст — 10-12 лет. Это время, чтобы обучение быстрому чтению прошло легко.

Важно! Нельзя заставлять обучать детей скорочтению с применением наказаний. Насильственный метод обучения может и приведет к результату, но навсегда отобьет охоту читать книги.

Следует учитывать индивидуальные особенности характера, степень усвоения нового материала, темперамент. Основной процесс обучения в 5-7 летнем возрасте — игровой. Методика научения в игре приводит к хорошим достижениям.
Обучение скорочтению ребенка

Почему нужно учиться скорочтению?

Методика обучения быстрому чтению должна начинаться с устранения ошибок.

  • запинки;
  • непроизвольная перестановка букв, их замена;
  • перестановка слогов;
  • проглатывание окончаний.

Такие промахи часто фиксирует начальная школа, так как процесс прочтения текста или задания становится очень сложным. Упражнения скорочтения помогают исключить эти ошибки.

Нормой считается чтение в темпе разговорной речи — это приблизительно 1250-1550 знаков в минуту. В этом случае ребенок понимает все, что прочитал. Быстрый метод чтения — это то, что превышает эти показатели. Он позволяет повысить обучаемость ребенка в несколько раз.

Образование в младших классах направлено на высокую скорость чтения, но дети часто не понимают, что прочитали. Задания по скорочтению позволяют не только увеличить темп, но и понимать прочитанное.

Важно! Полезно сопровождать задания по скорочтению визуализацией. Хорошо, если ребенок представляет, что он прочитал, может это описать.
Скорочтение для детей

Основы скорочтения для ребенка

Чтобы обучение скорочтению детей было быстрым и качественным стоит ориентироваться на образную память и воображение. Процесс воображения считается важной основой для познавательных способностей. Если младший школьник представляет образы, то он быстрее запоминает материал, ему легко осваивать новые темы.

Обучение скорочтению детей проходит как в домашних условиях, так и с педагогом, владеющим техникой. Принципы скорочтения:

  • фокусировка на различных частях текста, а не словосочетаниях;
  • выравнивание внимания при чтении;
  • изменение способа усвоения материала.
Нельзя учить быстрому чтению с раннего дошкольного возраста. Младшие дошкольники часто не разделяют буквы и звуки.

Структура занятий

Упражнения для детей с семи лет

Половинки слов. По отдельной части слова необходимо научать о том, какова будет другая часть. 6-11 слов разрезаются на две части. Карточки перемешивается и даются ребенку. Школьник складывает слова из предложенных элементов.

Упражнение «Читаем вместе». Из книги выбирается какой-либо кусок текста. Взрослый начинает читать про себя, ведя пальцем за прочитанным. Семилетний читатель повторяет вслух, стараясь успеть за пальцем. Ученик будет непроизвольно подстраиваться под темп учителя.
Изучение скорочтения детьми
Упражнение «Я смог». Техника мотивирует юного читателя и позволяет ему наглядно увидеть свой прогресс. Для упражнения нужно выбрать текст, который ребенок будет читать в течение двух минут. После окончания временного промежутка ставится точка на месте в тексте. После небольшого отдыха ученик читает этот же текст. В большинстве случаев текст будет прочитан быстрее. Нужно похвалить читателя, закрепить достижения. Техника выполняется три раза, больше не рекомендуется.

Упражнение «Старт-финиш». В ходе задания используется зрительная память, обучение быстрому чтению строиться на ней. Юный читатель держит руки на коленях, рядом лежит материал с текстом или книжка. Взрослый говорит: «Старт». Ученик начинает читать. После слов «Стоп» ребенок может несколько секунд передохнуть, закрыв глаза. После нового сигнала ученик ищет строчку, на которой он остановился. После нахождения чтение продолжается.

Важно! Если ребенок болен, устал, к примеру, в течение двух часов выполнял домашнее задание, стоит выбрать более спокойное время для занятий.
Обучение скорочтению детей

Развиваем навыки и качества после 8 лет

Обучение быстрому чтению продолжается после 8 лет. Первый год пройден, можно дальше обучаться.

Примеры заданий:

  1. Чтобы исключить неосознанное проговаривание во время чтения можно использовать следующую технику. Ребенок прикладывает к губам палец и читает про себя. Через две минуты взрослый говорит: «Вслух», школьник начинает громко проговаривать текст.
  2. Взрослый готовит несколько неправильно составленных предложений. Ученик пробует составить их в верном порядке. В этом упражнение хорошо тренируется зрительная память.
  3. Взрослый подготавливает небольшой отрывок, в котором пропущены гласные. Ученик за пять минут должен найти ошибки и сделать текст правильным. Постепенно техника усложняется. В тексте пропадают слоги, согласные буквы, словосочетания.
  4. Взрослый читает знакомый ребенку отрывок и преднамеренно совершает ошибку в словах. Школьник внимательно слушает и прерывает при ошибках. Дети обычно охотно выполняют это задание. Техника тренирует внимательность, мотивирует на выполнение других упражнений.
  5. Использование таблицы Шульте. Она представляет собой таблицу со случайными объектами, чаще всего буквами или цифрами. Нужно попросить ученика показать все цифры от 1 до 20 или алфавит. Задание делается на время. Это прекрасный инструмент для развития внимания и памяти.
  6. Диктант с визуализацией. Взрослый просит школьника прочесть предложение, затем закрывает его. Ребенок пишет его по памяти. Можно не писать его, а проговаривать или заменить предложение на отрывок текста.
Чтобы развивать навыки скорочтения нужно заниматься регулярно.

Обучение скорочтению детей будет эффективным, если выделять на занятия час в день. Уроки стоит проводить в тишине, ребенок не должен отвлекаться на посторонние звуки и шумы. Нужно не забывать хвалить ученика за успехи, можно сделать специальную доску почета. Написать сколько знаков в минуту было в самом начале и фиксировать все достижения.

Обучение детей скорочтению позволяет развивать память, внимание и. Школьник начинает быстрее запоминать текст, он понимает и пересказывает прочитанное. Наблюдения педагогов подтверждают, что имеется связь между быстротой чтения и успеваемостью. Важно учить читать детей осмысленно, сопоставляя свои и книжные знания.

3

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *