Методика обучения детей грамоте

Обучение детей грамоте включает в себя умение писать, понимать речь и правильно произносить звуки. Это необходимый минимум для развития ребёнка.

Обучение детей грамоте входит в обязательную дошкольную подготовку. Перед малышом открывается мир русского языка, звуков и звуковых сочетаний, которые способны застать врасплох.

Учитель должен найти такие методы, которые позволяют ребёнку быстро усваивать новый материал. К процессу обучения также должны быть причастны родители. Их вовлечение и заинтересованность определяют половину будущего успеха.

Понятие-обучение грамоте

Чтобы обучить ребенка, нужен правильный подход и соответствующие знания, ведь обучение детей грамоте — это первые шаги детей дошкольного возраста на пути освоения всего русского языка. Условно этот предмет можно разделить на категории: формирование навыка чтения и навыка письма.
Особенности обучения грамоте детейЭти фундаментальные вещи лежат совсем на поверхности, но за ними кроются такие глубинные психические процессы, как развития мышления и восприятия. Также у дошкольника совершенствует навык синтеза и анализа информации.

Методика обучения детей грамоте успешно применяется и в начальных классах школы, однако, педагоги советуют развивать своё чадо ещё до школьной скамьи. Дело в том, что школа резко меняет вектор деятельности человека.

Ранее он привыкал познавать мир через призму игры, придумывая для себя правила, подчиняясь и игнорируя их по собственному желанию. Образовательное учреждение диктует свои нормы поведения, с которыми надо считаться.

Безусловно, для начинающего ученика – это стресс. На фоне таких переживаний дети сталкиваются с серьёзными препятствиями в обучении. Роковую роль играет разный уровень подготовки дошкольников к первому звонку. Кто-то из класса научился читать, кто-то не понимает буквы и слегка отстаёт.

Помимо образовательных задач средняя школа должна решать задачи воспитательные и развивающие. Именно поэтому родителями должна осуществляться своевременная подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Методика подготовки детей к школе включает:

  • Время – когда лучше начать подготовку к школе;
  • Важные для школы знания и навыки ребенка;
  • Социально-коммуникативную и психическую подготовку к школьной скамье.

Обучение грамоте ребенка-основные составляющие

Ряд важных составляющих способствует обучению детей грамоте. Самые необходимые из них – это методы, способы обучения, принципы, этапы, упражнения и игры. А теперь подробнее.
Обучение грамоте детей

методы

За время существования педагогики как науки разработанная методика обучения детей грамоте претерпевала неоднократное изменение. Определённо можно выделить тенденцию педагогики к осмыслению учащимися познавательного материала.

На заре развития науки от детей требовались строгие правила правописания, без понимания предмета. Эта методика получила название догматическая.

Далее учителя стали задумываться о понимание учащимися тех принципов, которые ранее преподавались как догма, так появились объяснительно – иллюстративные методы. И уже в 70-х годах двадцатого века стала активно пропагандироваться идея расширения познавательного кругозора у всех обучающихся.

способы обучения

В своей вариативности они ни на шаг не отстают от методов. Самым примитивным из них стал буквослагательный. Он пользовался популярность до 18 века.

Предметом обсуждения становилась буква. То есть, ребёнок должен был сначала назвать букву, потом слог, а затем и всё слово целиком. Это примитивный и синтетический способ, который не держит опору на звук и слитное звучание речи.

Звуковой аналитический способ сформировался под руководством методиста Золотова. Золотов предложил издавать буквари, в которых ученик знакомился с грамотой сразу целыми предложениями.

Дети повторяли слитное предложение и понимали его смысл, затем оно разбивалось на слоги и, далее, буквы. От учащегося требовались сильные аналитические способности. Он должен был узнавать знакомые слоги в новом предложении, опираясь на него целиком.

Ушинский предложил учить детей на примере тех слов, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни. Также он приспособил к своей концепции принцип наглядности. Таким образом, если ребёнок говорил про осу, он должен был показать на картинку с этим насекомым.

принципы

Ни одна система обучения детей грамоте не будет работать без дидактических принципов. Они представляют собой «скелет», на который опирается вся методика преподавания.

Дидактические принципы:

  1. Высокий уровень трудности преподаваемого материала. Если ученикам будет легко, их внимание на предмете ослабнет и обучение станет бессмысленным. Прежде всего, учёба в начальной школе – это преодоление трудностей
  2. Хорошая теоретическая база
  3. Высокая скорость подачи изучаемого материала
  4. Осмысление каждого действия учащегося
  5. В классе не должны быть отстающие, педагог должен стараться развивать каждого

Отстающие дети способны подорвать успеваемость всего класса, поэтому необходимо тщательно следить за их развитием. В большинстве случаев помогает индивидуальный подход.

Выделите такого ребенка из класса и давайте ему отдельные упражнения. Прежде всего, грамотный учитель должен видеть, что вызывает трудности у его подопечных. Нужно подбирать упражнения, восполняющие пробелы. Именно детальная проработка материала обеспечивает хорошую успеваемость.

Для педагогического процесса недостаточно понимания того «что надо преподавать», также нам необходимо знать «как это преподавать» и «зачем это преподавать». Совокупный ответ на эти вопросы и будет сжатыми принципами методики обучения.

этапы

Методика обучения детей грамоте
Речь пойдёт о своеобразной структуре, иначе говоря, последовательности, в которой детей дошкольного возраста надо научить овладевать знаниями, умениями и навыками .

Обучение детей грамоте для младшей школы имеет  четыре этапа которые выделил методист и заслуженный преподаватель Занков . Эти этапы подходят для самых разных детей, вне зависимости от уровня их подготовки и личностных характеристик.

Первым этапом является подготовительный. Наверное, он самый важный, поскольку остальные этапы опираются на него подобно лесенке, имеющей точку опоры на первой ступеньке.

На этом этапе даётся определения базовым понятиям русского языка. Малыш должен понять, что такое речь, знать её виды, отличие устной речи от письменной. Вводится понятия звуков, твёрдых звуков, мягких, также глазных и согласных. Школьник впервые узнает, что такое предложение.

  • Активно демонстрируются графики и рисунки, строятся схема различных предложений.
  • Теоретическая база подкрепляется визуальной поддержкой.
  • Первоклашкам даются для изучения гласные звуки и буквы.

Второй этап обучения характеризуется продолжением того, что изучали на первом этапе. Добавляются сонорные согласные звуки (л, м, р, й, н). Тренируется чтение слов без пауз и разрывов.

На третьем этапе полностью раскрывается тема согласных звуков. Учитель объясняет, что они бывают глухие и звонкие, а также рассказывает о буквенных обозначениях, которые этим звукам соответствуют.

Четвертый этап становится заключительным в обучении грамоте. Рассматриваются уже сложные слова, изучаются мягкий и твёрдый знаки.

Очень важно соблюдать последовательность этих этапов. Они представлены именно в таком порядке, потому что маленьким детям проще усваивать знания. Пробел, допущенный при изучении одного из них, скажется на всей специфике понимания предмета.

упражнения

Огромной популярностью пользуются те упражнения, в ходе которых учащийся должен ставить буквы из спичек, палочек или иных подручных средств.

«Буквы на ладони» — упражнение, которое развивает воображение. Для него необходима работа в паре. Один малыш закрывает глаза, а другой вычерчивает кончиком пальца букву на его ладони. Малыш с закрытыми глазами должен угадать, какая буква была начерчена.

Следующее упражнение направлено на поиск ошибок. Воспитатель пишет на доске различные буквы, специально допуская ошибки. Задача ученика – написать правильно.

игры

Обучение детей грамоте предусматривает наличие игровой формы. Самой простой и распространённой является игра в буквы. Учитель поочерёдно называет разные буква, а ученик хлопает ладошками, когда узнает какую-либо из них.

Игра с картинками подкрепляется опорой на зрение. На учительском столе разложены карточки с изображениями. Некоторые из нарисованных изображений начинаются на одну и ту же букву. Цель малыша – выбрать эти карточки.
Обучение детей грамоте
Игра в магазин. Для игры определяется ведущий. Он говорит: «я купил в магазине колбасу». Его сосед по парте должен повторить фразу про магазин, но назвать своё слово. Это слово должно начинаться на последний слог предыдущего. Например: «Я купила сумку».

Игра в рыбалку способствует обучению детей грамоте и помогает запомнить слоги. Ребёнок вытягивает на импровизированную удочку карточки с написанными слогами. Задача – составить из них всевозможные слова.

Светофор – эта игра должна научить находить место, которое звук занимает в том или ином слове. У логопеда на столе лежат карточки с изображением. А у детей на партах стикеры трёх цветов – красные, жёлтые и зеленые. Логопед читает слово и называет искомый звук. Если он в начале слова, дети поднимают красную карточку, в середине – желтую, зеленая карточка остаётся звукам, расположенным в конце слова.

В игре с загадками школьник должен проявить не только элементарные знания, но и недюжинную сообразительность. Учительница читает загадку. Дети находят на неё ответ и называют вслух первый слог отгаданного слова.

Обучение детей грамоте – это несложно для понимания и восприятия. Даже если вам кажется, что ваше дитя отстаёт и не усваивает материал, для положительного результата достаточно проявить терпение и внимательность. Прорабатывайте похожие упражнения, раз за разом, и не слишком сильно ругайте за ошибки.

Ошибки – это естественная ситуация для образовательного процесса. Ваша первостепенная задача – научить эти ошибки исправлять. Занимайтесь уроками только с любовью – это будет способствовать обучению детей. Помните, знания усвоенные через силу, имеют свойство забываться со временем.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *