Занятия с гиперактивными детьми — о главном

Если Вы считали, что занятия с гиперактивными детьми сродни мучению, после прочтения статьи, вы удивитесь, каким увлекательным может для всех стать этот процесс.

При соблюдении некоторых условий проводя занятия с гиперактивными детьми можно добиться большой эффективности в на выходе. Как же их лучше проводить?

Виды занятий с гиперактивными детьми

Проводя занятия с гиперактивными детьми родители должны помнить, главное чтобы они протекали в спокойной атмосфере. Возбудимый ребенок нуждается в обучении элементарным навыкам самоконтроля.
Гиперактивные дети
Вот пример таких занятий:

  1. «Волшебные нитки». Дайте разбушевавшемуся разбойнику смотать клубок ниток. Объясните, что нитки волшебные: тот, кто держит их в руках, быстро успокаивается.
  2. «Пушистый зверек».Положите ребенку в ладоши маленькую плюшевую игрушку. Скажите, что зверек очень напуган. Попросите поговорить с ним, поладить и успокоить.
  3. «Договор с руками». Вместо наказания игра, ребенка за драку или поломанную вещь, предложите ему это занятие. Обведите ладонь ребенка, пусть он превратит каждый пальчик в человечка или монстра. Нарисует лицо, элементы одежды, разукрасит. Предложите ребенку поговорить с получившимися героями, подружиться с ними, узнать, что они любят, а что нет, какие вещи получаются у них хорошо. В завершении ребенку нужно подписать договор с руками, взять обещание до конца дня делать только хорошие дела и никого не обижать.
  4. «Звуки тишины». Взрослый включает музыку, пока она играет, ребенок бегает по комнате, кричит, шумит. Как только музыка прекращается, он тихо садится и молча слушает звуки вокруг (тиканье часов, дыхание соседа, рев проезжающей за окном машины). Потом рассказывает о том, что услышал.
  5. «Вопрос — ответ». Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечать можно только после специальной команды: «Говори!» Например: «Как тебя зовут?» (пауза) «Говори!»; «Каких животных ты знаешь?»… «Говори!»
Дефицит внимания — ключевая проблема гиперактивного ребенка. Игры на развитие концентрации и распределения внимания обязательны в работе с ним.

Например:

  1. «Что пропало?» Подходит для занятий в группе или индивидуально. Взрослый раскладывает на столе перед ребенком 4-5 предметов. Он несколько секунд смотрит на них, потом закрывает глаза. Взрослый прячет один из предметов, пока ребенок не видит. Затем предлагает назвать, чего не хватает.
  2. «Что нового?» Игра для группы. Взрослый рисует на доске любую фигуру. Один из детей дорисовывает к ней деталь, пока остальные отвернулись. Глядя на измененную картинку, дети угадывают, что на ней появилось. Затем к доске выходит следующий участник и добавляет свою деталь. Игра продолжается, пока все дети не примут участие в создании общего рисунка.

Особенности организации занятий

Максимальная работоспособность наблюдается в утренние часы, когда организм отдохнувший, и ребенок еще не переполнен впечатлениями дня.
Занятия с гиперактивными детьми
Стены помещения, где планируются занятия, должны быть окрашены в пастельные нейтральные тона (голубой, салатовый, бежевый, персиковый), успокаивающие нервную систему. В обстановке интерьера предпочтительно отсутствие ярких деталей. Уберите все, что может отвлечь ребенка от Вас. Обязателен порядок.

Убедитесь, что ребенок смотрит на Вас, когда предлагаете игру. Если он занят другим делом, он просто не услышит Вас. Установите контакт, посмотрите в глаза. Прикоснитесь, когда Вы видите, что ребенок не реагирует.

Задания должны формулироваться четко, короткими предложениями (не более 10 слов). Давайте следующую команду только после того, как ребенок уже выполнил предыдущую.

Не забывайте о двигательных паузах, Вашей егозе они нужны, как воздух! Не скупитесь на похвалу, когда замечаете даже незначительные успехи ребенка. Дома и в коллективе он гораздо чаще слышит упреки в свой адрес.

Направления занятий

Занятия c гиперактивными детьми ведутся по трем главным направлениям, чтобы скорректировать у ребенка нарушенные мыслительные и социальные функции:

  1. развитие внимания, координации движений, контроля поведения;
  2. тренировка коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками;
  3. конструктивное выражение гнева и агрессии.

Идеально подходит игровое занятие. Ребенку гораздо легче сконцентрироваться на интересной игре, чем на скучном упражнении. Для начала работы больше подходят индивидуальное занятие, затем плавный переход к играм в малых группах (2-4 чел), после этого включение в общую работу.
гиперактивные дети
В обучении гиперактивных детей главное не торопиться. Для закрепления навыка могут потребоваться недели и месяцы. Коррекционная работа проводится постепенно, не перескакивая с развития одного умения на другое.

Игры и упражнения

Психологи считают, что самые полезные игры для гиперактивных детей — игры с песком, крупой и водой. Они великолепно успокаивают ребенка, развивают моторику и мышечный контроль.

  • Раскопки.
    Известная многим из детства игра, когда один опускает руку в песок, а другой откапывает ее аккуратно, чтобы не дотронуться до кисти. Потом участники меняются ролями;
  • Клад.
    В глубокую емкость с крупой спрятать несколько мелких предметов. Предложить ребенку найти сокровище;
  • Морской бой.
    В таз с водой запустить кораблики — скорлупки от грецких орехов. Задача — потопить флотилию противника пушечными ядрами — пластилиновыми шариками. Вместе с ребенком заготавливаем снаряды. Стреляем, отойдя на расстояние 0,5 м. В следующий раз расстояние увеличиваем.

Рекомендации родителям

Занятия с гиперактивными детьми должны строится с учетом нюансов работы с такими детками. Вот ряд рекомендаций на которые стоит обратить внимание:

  • Создайте атмосферу спокойствия и принятия. Будьте образцом организованности и самоконтроля.
  • Будьте последовательны в своем поведении. Покажите пример нерушимости правил и Ваших границ. Оговорите со всеми взрослыми линию поведения, установите единые понятные, конкретные, выполнимые правила. Сведите к минимуму ограничения и запреты, которые провоцируют ребенка на непослушание. Запрещать нужно действительно опасные вещи. Если «нельзя», то всегда и понятно почему.
  • Озвучивайте свои просьбы предельно конкретно. Не давайте сложных заданий, которые ребенок не понимает и тут же забывает. Обозначайте обязанности в виде знаков-напоминаний. Один мальчик после долгих ссор с матерью придумал нарисовать запрещающий знак: «Поднимать сидение в туалете, чтобы не замочить». Он повесил знак рядом с унитазом — так проблема была успешно решена мирным путем.
  • Прежде чем наказать ребенка, покажите ему в игре, на примере его любимых игрушек, как следовало поступить. Поверьте, так до него дойдет быстрее, а Вы будете гордиться креативным воспитательным подходом.

весёлый ребенок
Так же необходимо:

  • Не подменяйте воспитание ребенка формальным уходом, кормлением и лечением. Играйте вместе с ним, говорите «по душам».
  • Хвалить его за то, что хорошо получается. Давать поручения, чтобы он почувствовал себя важным и нужным.
  • Родители ошибочно считают, что их ребенок не устает. С целью выплеснуть неуемную энергию его нагружают кружками и секциями. Его чрезмерная подвижность как раз является признаком переутомления. От дополнительной нагрузки он выдыхается еще сильнее.
  • Размеренная прогулка с родителями перед сном, свежий воздух и доверительный разговор дадут здоровый выход накопившемуся за день напряжению. Вместе вы получите удовольствие и будете крепче спать.
  • Используйте любую возможность отдохнуть! Вы нужны ребенку любящим и спокойным.

Трудно проводить занятия с гиперактивными детьми (это очень трудно!),
но  Вы способны помочь ему преодолеть многие трудности! Так что запаситесь терпением, занимайтесь и верьте в успех!

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *