Обучение детей приемам мнемотехники

Развитие речи и памяти ребенка с помощью обучения простыми приемами мнемотехники. Легкое запоминание больших объемов новой информации благодаря применению мнемотаблиц.

В настоящее время правильное понимание и запоминание больших объемов информации начинается уже с детского сада. Родители могут помочь своим детям в этом вопросе, обучая их приемам мнемотехники, что будет являться несомненным плюсом в успешном развитии речи, памяти и логического мышления ребенка.

Раннее развитие памяти у детей

Дети дошкольного и младшего школьного возраста осваивают и запоминают большое количество новой информации. Иногда на стадии обучения могут возникнуть сложности, связанные с тем, что дошкольник не очень хорошо читает и пишет, или вообще не обладает такими навыками.

В качестве помощника в изучении нового может послужить применение метода мнемотехники у детей – использование схем, рисунков, таблиц, стихов и специальных карточек.

Благодаря хорошо развитой зрительной памяти и пространственно-образному мышлению, ребенок дошкольного или младшего школьного возраста с легкостью может запомнить различные изображения, выстроить ассоциативный ряд, который свяжет между собой несколько таблиц, картинок или схем.

Применение мнемотаблиц

Обычно обучение детей мнемотехнике начинают с помощью специальных мнемотаблиц – дорожки или нескольких дорожек картинок с изображением фигур, предметов или героев. Запоминание и воспроизведение информации происходит с помощью кодировки символов в слова и наоборот.
Жили у бабуси

Мнемодорожка «Жили у бабуси два веселых гуся».

Мнемотаблицы позволяют проводить обучение детей временам года, стихам, изучать животных, познавать окружающий мир. В старшем школьном возрасте подобные навыки помогут запоминать большие фрагменты текста, целые произведения или даже изучать иностранные языки – школьник самостоятельно составит схематичную версию любого текста используя ассоциативный ряд.

Для детей дошкольного возраста, которые хорошо обучаемы мнемотехнике задания с таблицами усложняют:

  • В мнемотаблице по одной из сказок может присутствовать один или несколько лишних персонажей, задача — определить какой;
  • Герои нескольких сказок могут быть перепутаны в одной таблице, задача дошкольника – распределить их по группам – каждая – для одной сказки;
  • Мнемотаблицы можно разрезать на мнемоквадраты и дать задание детям восстановить правильную последовательность. Это может быть как выстроенный логический ряд, так и целая сказка. В качестве подсказки – взрослый может читать произведение вслух, а ребенок будет выкладывать последовательно картинки — ассоциации.

Цели обучения детей с помощью мнемотехники

Обучение детей мнемотехнике преследует следующие цели:

  • Развитие памяти, запоминание связных больших отрывков произведений;
  • Приобретение навыков по выстраиванию логических событий в правильном порядке;
  • Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти;
  • Обогащение словарного запаса, развитие речи;
  • Развитие мышления и фантазии, мелкой моторики рук.

Мнемотехника в обучении детей-приемы

Применять обучение детей мнемотехнике для развития речи, памяти и логического мышления можно с первого года жизни. В младшем возрасте изображения для запоминания могут содержать простые фигуры разной формы и цвета, в старшем – это уже полноценные картинки.
Расскажи о себе

Этапы обучения детей с помощью мнемотехники и мнемотаблиц

Этап 1. Таблица рассматривается, разбираются все изображенные предметы.

Этап 2. Происходит кодировка информации – слова преобразуются в образы. Если происходит обучение детей стихам, с помощью мнемотаблиц, то за каждой картинкой закрепляется строчка стихотворения.

Этап 3. Воспроизведение запомненного текста исключительно с использованием картинок таблицы.

Этап 4. Происходит обратная зарисовка таблицы.

Заключительным этапом будет являться то, что при демонстрации любой из таблиц – первоначальной или самостоятельно нарисованной – дети воспроизводят текст.

Мнемотехника для дошкольников

Речь детей дошкольного возраста состоит из коротких и малоинформативных высказываний, не сочетающихся между собой. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей коротких историй, стихов и поговорок, поможет ребенку научиться разговаривать и обогатит их запас слов.

С помощью условных обозначений – цветных картинок или геометрических фигур – происходит кодировка слова, фразы, скороговорки или даже сказки.
Наша Таня

Мнемотаблица «Наша Таня громко плачет»

Использование метода мнемотехники в обучении, рассказом детей.

Обучение детей мнемотехнике происходит с применением мнемоквадратов – ребенку сначала показывают одну картинку, затем мнемодорожку и уже потом – мнемотаблицу.

Начиная с малого, дошкольник учится различать форму, цвет и размер изображенных предметов и должен самостоятельно придумать историю про изображение на картинке. Рассказывая об отличительных чертах каждого предмета, ребенок развивает воображение и учится составлять связные предложения.

Применение мнемотехники для изучения стихов и сказок.

Каждому изображению в специальной мнемодорожке или таблице соответствует строчка стихотворения или фрагмент сказки. Детям зачитывается произведение с поочередным указанием на ту или иную картинку для создания ассоциации с той или иной фразой.

Неоднократный повтор такого упражнения позволит ребенку запомнить произведение целиком и рассказать его самостоятельно, опираясь только на визуальные подсказки – картинки.
Обучение детей мнемотехнике

Развитие и тренировка логики. В раннем дошкольном возрасте такие карточки могут помочь детям выучить цвета и формы, в более старшем – профессии, животных, окружающий мир.

Дошкольник может получить задание – разобрать предметы по парам, совместить человека определенной профессии с предметом, который необходим ему в работе, либо разложить по кучкам овощи, фрукты и ягоды.

Такие картинки для тренировки логики выпускаются так же в форме настольных игр для дошкольников, поэтому обучение может проходить в легкой и ненавязчивой игровой форме.

Дополнительное использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей может происходить в форме обратного приема. Ребенок не будет смотреть на картинки и учиться рассказывать по ним, а наоборот – выучит какую-то историю или стихотворение и самостоятельно нарисует несколько картинок, иллюстрирующих рассказ.

Мнемотехника в школьном возрасте может помочь в шутливой игровой форме выучить не только литературную программу, но и таблицу умножения.

Мнемонические правила для запоминания информации.

Мнемотехнике детей часто могут обучать с ошибками, поэтому важно придерживаться определенных правил и рекомендаций для запоминания информации.

  1. Начинать работу с мнемотехникой следует с простых изображений – одиночных мнемоквадратов, только после успешной работы с ними переходить к мнемодорожкам и таблицам.
  2. Чтобы заинтересовать ребенка – используйте яркие и красочные картинки, иногда разумно будет применять изображения любимых героев мультфильмов.
  3. Осваивайте мнемотаблицы постепенно – не более 2 за день.
  4. Чаще меняйте темы занятий – одни и те же таблицы не стоит повторять несколько дней подряд.
  5. Не используйте слишком большие таблицы, число ячеек на одном листе не должно превышать 9 штук.

Обучение детей мнемотехнике в той или иной форме не только поможет запоминать стихи и важную информацию, но и научит их выстраивать в логические цепочки, научит рассказывать и выдумывать истории, значительно расширит словарный запас ребенка. Главное правило родителей при обучении с использованием данного метода – быть последовательными и терпеливыми. Главное – интерес ребенка!

(Visited 1 552 times, 1 visits today)
0
1 Response
  • Andrey
    Май 25, 2017

    Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа,

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *