Дидактическая игра в развитии ребенка

Что же такое дидактическая игра и для чего она нужна? Для каких целей она служит в развитии детей?

Дидактическая игра в развитии ребенка — играет важную роль. Дидактическая игра – форма игровой деятельности с правилами, целью которой является обучение детей и их воспитание.

Дидактическая игра как средство всестороннего развития ребенка

Дидактическая игра это не просто средство развития детей, это четко распланированный процесс. Поэтому она позволяет эффективно добиться результатов, которые стремится получить педагог. Дидактическая игра — это ещё и форма обучения детей — которую стоит почаще применять в занятиях с детьми.

Чтобы грамотно обучить дидактической игре, необходимо  сформулировать цель, определиться с числом участников, подобрать материалы, выяснить, когда и как будут подводиться итоги.
Дидактическая игра для логического развития детей
Даже сложные для детей темы усваиваются практически на 100%. Дидактические игры в воспитании детей дошкольного возраста и школьников должны по максимуму использоваться для интеллектуально-пассивных ребят – тех, кто имеет трудности в обучении. В процессе занятий такие дети способны переработать значительное количество информации, которое им не под силу на обычных занятиях.

Значение дидактической игры в развитии дошкольника

Занятия с предметами ориентированы в большей степени на малышей. Они не подразумевают обязательного контакта со сверстниками, содержат большое число повторений. Здесь дидактическая игра как средство развития познавательной активности имеет не единственное значение.

Еще одно значение – приучить детей к самостоятельной деятельности, не нарушая при этом порядка в группе, не мешая окружающим. Это основа, на которой впоследствии будет развиваться самообразование.

В обучении детей старшего возраста такие занятия проводятся с целью лучшего усвоения материала, развития быстроты мышления, сообразительности, воображения.

Несмотря на то, что они используются для всех возрастов, для старших дошкольников они наиболее актуальны, так как являются составляющей в подготовке к школе. Они учат внимательно относиться к словам учителя, быстро думать, уметь выражать свои мысли, пользоваться имеющимися знаниями для решения поставленных задач.
Дидактические игры для ребенка
Помимо этого, ребенок учится контролировать свои эмоции, учитывать мнение окружающих, развивать навыки сотрудничества. В то же время появляется возможность выразить свое мнение, при этом сделать это аргументированно.

Еще одно крайне важное направление – дидактическая игра как средство развития мышления. Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, логическим. Особенно важно это для развития речи детей с речевыми нарушениями. В этих ситуациях на первый план выходит эмоциональная составляющая процесса.

Для педагога важно создать настроение, “раскрыть” ребенка, вызвать интерес и желание общаться.

Виды дидактических игр

Рассматриваемые занятия могут рассматриваться в зависимости от содержания программы. Эта форма обучения детей может включать упражнения по сенсорному воспитанию, словесные, экологические уроки и т.д.

Ориентируясь на используемый материал дидактическая игра в развитии ребенка подразделяется на:
Дидактическая игра для дошкольников

  • С предметами. Происходит непосредственное взаимодействие малыша с игрушками, материалами. С помощью таких упражнений можно обучать сравнивать, выделять различия между объектами, находить общее. Часто используют природные материалы.
  • Настольно-печатные. В их основе лежит принцип наглядности, как и в предыдущем виде занятий, однако в данном случае дети используют изображение предмета, а не сам предмет. Примерами может быть “Лото”, “Домино” и т.д. Данный вид игр может использоваться как средство речевого развития детей, а также при формировании математических способностей, развитии логики, внимания.
  • Словесные. Эта форма обучения детей является наиболее сложной, так как не подразумевает использования принципа наглядности. В данном случае дети ориентируются на свое представление. Однако такие упражнения являются высокоэффективным методом развития самостоятельного мышления у дошкольников, а также развития речи детей.

Структура дидактических игр

Дидактическая игра в развитии ребенка характеризуется определенной структурой, т.е. наличием определенных элементов, которые формируют игру одновременно и как обучение детей, и как игровую деятельность.

Структура включает в себя:

  1. Задачи. В любой дидактической игре есть несколько целей. Во-первых, дидактическая – она непосредственно отражает те цели, которые ставит педагог. Также есть игровая задача, которую решают дети.
  2. Действия. Это то, на чем базируется игра. Чем многообразнее и обширнее действия, тем интереснее детям, и тем больше задач образования решается в процессе.
  3. Правила. Это те нормы и требования, которые должны неукоснительно соблюдаться. В любой дидактической игре есть правила. С их помощью воспитатель контролирует ход процесса, поведение детей.
  4. Результат. Итогом может являться подсчет очков, определение победителя. Важным моментом является то, что необходимо подчеркнуть успехи всех детей, похвалить каждого.

Методика обучения дидактическим играм

С предметами

Детям, которые обучаются в младшей группе, дают предметы, у которых ярко выражены различия и свойства. Это связано с тем, что нюансы пока выпадают из их внимания.
дидактическая игра c предметами детям
Для средней группы подойдут занятия со сглаженными различиями. Здесь уже требуется более внимательный подход, это могут быть упражнения на запоминание или поиск предмета. Закладываются математические основы: дети объединяют части в целое; происходит развитие пространственного мышления.

Отдельное место занимает  дидактическая игра в развитии ребенка с куклами, так как они выступают в качестве примера взаимодействия с детьми и взрослыми. Они выступают как средство воспитания гигиенических навыков, развития нравственных качеств.

Настольно-печатные

Каждая из игр будет решать свои задачи. Например, подбор картинок в младшей группе имеет своей целью найти две ничем не отличающиеся картинки. Однако для детей постарше эта форма обучения детей можно трансформироваться, предложив объединять изображения по смыслу.
настольно-печатная дидактическая игра
Часто используются классификации (анализируется общий признак). Примером могут быть игры типа “Кто это ест?” или “Что растет в лесу?”. Способность к классификации – одна из важных составляющих развития детей и их психики. Это один из методов, при помощи которых проводят диагностику уровня мышления.

Формируется логическое мышление  при составлении разрезанных кубиков в одну картинку. Это упражнение подходит для разных по возрасту групп. Для малышей используют картинки из 2-4 частей, для средней группы – 6-8, для старшей – 8-10.

Если в младшей группе подбирают картинки, на которые нанесено изображение одного предмета, то детям постарше выбирают и более сложную картинку: это может быть, например, сюжет из сказки.

Словесные

В основе словесных занятий лежат и слова, и действия. Они прекрасно подходят для развития речи детей. В процессе дети формируют новые интеллектуальные связи, углубляя имеющиеся знания.

В младших и средних группах эти упражнения очень важны для развития речи детей, формирования правильного произношения, работы над активным и пассивным словарем.

Так же для развития речи  детям дошкольного возраста хорошо подойдут ролевые игры. В старшем детском возрасте актуальна дидактическая игра как средство развития логического мышления. Поэтому занятия направлены на решение других задач: формирование мыслительной активности, а также развитие самостоятельного подхода к решению.
Дидактическая игра в развитии ребенка
Занятия на основе дидактических игр рекомендуется включать в программу чаще. Дети очень любят такие занятия и с готовностью узнают каждый раз что-то новое, по мере своих возможностей делятся мыслями и участвуют в обсуждениях.

ВыводДидактическая игра в развитии ребенка должна лежать в основе всех мероприятий. Использовать этот метод можно при формировании различных областей психического развития. Дидактические игры позволяют получать эмоциональный отклик детей в процессе обучения, что очень важно и для ребят, и для педагога.

0

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *